Министр транспорта Красноярского края Сергей Еремин накануне с трибуны Заксобрания во время заседания сессии рассказывал депутатам о том, о чем они могли прочитать еще несколько дней назад в газетах и журналах. Многострадальный аэропорт Красноярска к 2030 году преобразят до неузнаваемости. На это потребуется 16 млрд руб. Напомним, что аэропорт «Емельяново» за последние десять лет пережил много реконструкций. Правда, все они были лишь на бумаге.
Он был похож на главный аэропорт Бангкока, превращался в международный хаб с километровыми галереями, переносился, оставался на месте. К нему пускали метро и скоростные электрички. Если подсчитать все деньги, которые власти заплатили многочисленным проектировщикам, получится немалая сумма. Красноярцы и гости города уже и не надеялись, что когда-то «Емельяново» поменяется хоть в чем-то. Но вот краевой центр стал столицей Универсиады-2019 и власти вновь заговорили о перестройке воздушных ворот. Ведь то, что есть сейчас, не украшает столицу студенческих Игр. Забегая вперед, скажем, что Виктор Томенко никак не связал обновление аэропорта с проведением студенческих игр.
Еремин напомнил, что последние три года проект реконструкции аэропорта много раз публично обсуждался и «сейчас наша главная задача — сформировать публичную оферту, чтобы на принципах конкурсности отобрать наиболее эффективный проект для Красноярского края».
— Базовыми критериями, которые должны быть в конкурсной документации, обязательно будут наличие профессионального опыта, сроки строительства нового терминала к 2017 году, привлечение средств на первоначальном этапе не менее двух млрд руб., — перечислял условия министр, обозначив, что конкурсом будет заниматься агентство краевого государственного заказа.
Далее оказалось, что один инвестор уже у краевого правительства есть. И с ним на прошлом Красноярском экономическом форуме уже подписано соглашение.
— То есть, это соглашение — это просто так, ведь будет конкурс?... — примерно в таком смысле описал ситуацию председатель Заксобрания Александр Усс, прекрасно понимая, что соглашения, подписанные на форуме, зачастую для «просто так».
И тут слово взял Всеволод Севастьянов. Если бы ему дали задание построить в Красноярске качественный аэропорт, задание он выполнил бы уже давно. Но, находясь в роли не исполнителя, а законодателя, вынужден лишь задавать неудобные вопросы.
— Я всегда уважительно разговариваю и никогда не бываю резким...Но сегодня другой случай. Когда вас Москва держит за яйца — это уже привычно. Но вы-то, красноярец, зачем так разговариваете? — спокойно и жестко начал отчитывать Севастьянов министра. Он говорил долго и по делу. Смысл его вопросов и речи сводился к одному — почему правительство в лице министра Еремина навязывает лишь один вариант решения аэропортового вопроса со схемой конкурса и выбора инвестора? — Вам придется ответить на эти вопросы — не мне, так прокуратуре, не здесь, так в другом месте.
— Навязывания никакого нет. Это видение — как аэропорт должен развиваться. Из нынешнего аэропорта мы больше ничего не выжмем, если сказать по-простому, — заявил Еремин.
И тут начал свое выступление Усс. Он слово в слово повторил то, что за час до этого произнес на брифинге для журналистов. Что последние годы для реконструкции ничего не делалось, ситуация не обсуждалась на предметном уровне.
— Потом было заключено соглашение, и теперь мы слышим голоса: быстрее, быстрее! Шлагбаум уже закрылся! Впереди Универсиада! Да вопрос уже решен! — продолжил спикер. А после спросил у министра — сколько времени существует описанная Ереминым модель с двумя миллиардами и конкурсом? И сам же ответил — довольно долго. А потому край и сам мог и может сейчас найти эти деньги. Зачем ему сторонний инвестор? — Мы тратим на манежи футбольные, на прочие вещи... даже Виктор Иванович Кардашов, как патриот Красноярска, сказал бы — забирайте эти два миллиарда с манежа на аэропорт. Потому что он нормальный человек! Стыдно писать в обосновании предложенной вами модели отсутствие в крае денег. Если поскребете по сусекам — эти деньги найдут за неделю!
В этот момент председатель правительства потянулся к микрофону, но зажигать лампочку не стал. Зато депутаты высказались по полной. Ничего нового, но о необходимости решать вопрос заявил каждый из выступивших народных избранников. В итоге было решено создать специальную комиссию из чиновников и парламентариев, которая еще раз изучит вопросы.
— Обращаюсь к губернатору через вас, Виктор Петрович, если он сейчас нас не слышит. Запишите меня в комиссию, пожалуйста, — завершил дискуссию Усс.
Михаил Губич, интернет-газета Newslab.ru