На прошлой неделе минэнерго опубликовало проект постановления правительства РФ, предполагающий либерализацию рынка мощности во второй ценовой зоне, то есть в Сибири. Как следует из документа, уже с 1 апреля 2014 года сибирские ГЭС смогут продавать половину своих мощностей по рыночным ценам. Представители крупнейших гидроэнергетических компаний — «РусГидро» и «ЕвроСибЭнерго» — уже выступили в поддержку правительственной инициативы.
Согласно проекту постановления, с 1 апреля 2014 года по 31 декабря 2015 года мощности ГЭС, расположенных во второй ценовой зоне оптового рынка, будут продаваться по регулируемым договорам в объеме не более 50%. Остальной объем мощности ГЭС смогут продавать по ценам, определенным в ходе конкурентного отбора мощности (КОМ). Проще говоря, по рыночным. А мощность ГЭС, введенных после 1 января 2012 года, может в полном объеме продаваться по цене КОМа. В документе оговорено, что с 2016 года доля реализуемой по регулируемым ценам мощности может быть изменена правительством, но не более чем на 20%.
Напомним, сейчас мощность ГЭС целиком поставляется потребителям по регулируемым ценам, формируемым Федеральной службой по тарифам. В то же время мощность тепловых станций оплачивается по рыночным ценам, которые в несколько раз превышают регулируемые. В связи с этим, как считают представители гидроэнергетики, на рынке мощности во второй ценовой зоне (в Сибири) сложились дискриминационные условия для гидрогенерирующих компаний.
Возврат к прежнему механизму
«РусГидро» уже выступила за проект постановления. В компании считают, что изменения правил рынка, предлагаемые правительством РФ и отраслевым регулятором — минэнерго, возвращают участников рынка к ранее действовавшей схеме продажи мощности, которая предполагала справедливое распределение выручки между сибирскими генерирующими компаниями.
В частности, представители «РусГидро» указывают на то, что норма о стопроцентной тарификации мощности ГЭС принималась в 2011 году с целью сдерживания роста тарифов для конечных потребителей в ОЭС Сибири. По факту же, после введения этой нормы существенная часть денежного эффекта была перераспределена в адрес компаний тепловой генерации за счет одновременной отмены price cap (предельный уровень цены) в зоне свободного перетока Сибири. В результате четвертый год подряд сибирские ГЭС продают мощность по существенно более низкой цене, чем остальные генераторы в ОЭС Сибири.
Так, в 2013 году сибирские ГЭС могли бы дополнительно получить более 20 млрд руб. от продажи мощности по максимальной рыночной цене, формируемой по результатам КОМ (156 тыс. руб. за МВт/месяц). Но из-за тарифного регулирования эти деньги к гидрогенераторам не попали, они были частично перераспределены в пользу тепловой генерации и частично — потребителям, которые существенно снизили свои расходы на покупку мощности. Из этих 20 млрд на долю «РусГидро» приходится 5,5 млрд руб. Всего же за 2011-2013 годы суммарные потери «РусГидро» из-за продаж по тарифу, устанавливаемому для регулируемых договоров, составили почти 10 млрд руб.
В то же время, «Березовская ГРЭС» — сибирская теплоэлектростанция, принадлежащая «Э.Он Россия», продает мощность по рыночной цене, которая в различные годы в 2,5-5 раз превышала тарифы, устанавливаемые для сибирских ГЭС. При этом стоит отметить, что с 2015 года после ввода нового энергоблока этой ГРЭС мощностью 800 МВт «Э.Он Россия» увеличит свою ежегодную выручку на 14 млрд руб. за счет механизма возврата инвестиций, предусмотренного договором о предоставлении мощности. То есть, один энергоблок принесет компании примерно на 3,5 млрд. руб больше, чем продажа мощности всех ГЭС Сибири (более 22 000 МВт) по тарифу в 2013 году (10,5 млрд. руб).
Взвешенное и своевременное решение
И.о. генерального директора ОАО «ЕвроСибЭнерго» Вячеслав Соломин назвал решение правительства о частичной либерализации тарифов на мощность ГЭС «взвешенным и своевременным». — Безусловно, принятие такого постановления ожидаемо генераторами второй ценовой зоны. В Сибири избыток мощностей, которые необходимо задействовать с наибольшей эффективностью, именно в рыночной логике. Особенно, если речь идет об экологической генерации. Около половины электроэнергии Сибири вырабатывается гидроэлектростанциями, они служат еще и регуляторами энергосистемы (компенсируя, в частности, неконтролируемые отклонения Казахстана). И наличие высокой доли гидрогенерации обеспечивает более низкие цены для потребителей (по сравнению с европейской частью страны). Кроме того, ГЭС участвуют с ценопринимаюшими заявками как на электроэнергию, так и на мощность, обеспечивая на рынке торможение цен, предлагаемых тепловой генерацией, — заявил Соломин.
Кроме того, и.о. главы «ЕвроСибЭнерго» отметил, что сегодня ГЭС обязаны подавать на рынок только ценопринимающие заявки, то есть участвовать в ценообразовании на стороне потребителя. При этом ввод в строй энергоблоков Саяно-Шушенской и Богучанской ГЭС, а также новых объектов сетевой инфраструктуры сформировал предпосылки для существенного снижения цен на электроэнергию в Сибири (только в текущем году в регионе более чем на 30% снизилась цена на мощность). В этих условиях конкуренция тепловой и гидрогенерации должна вестись в равных экономических условиях, строиться на сокращении издержек и повышении внутренней эффективности, а не на искусственном регулировании наиболее эффективного производителя. Ведь у ГЭС по сравнению с ТЭС нет возможности получать выручку от продажи тепла.
— Также с частичной либерализацией мощности гидроэлектростанции получают возможность заключать с потребителями прямые двусторонние договоры, позволяющие обеим сторонам фиксировать ценовые параметры на долгосрочной основе. Это — логика рынка. Такие договоры могут заключаться по цене ниже рыночной, что, собственно, и существовало до 2011 года, — напомнил Соломин.
Впрочем, заметил топ-менеджер «ЕвроСибЭнерго», до финального решения правительства говорить об экономическом эффекте для генераторов второй ценовой зоны преждевременно. — При возврате к рыночному регулированию необходимо учесть интересы всех категорий потребителей, и прежде всего населения. В данном случае, объемы регулируемых договоров и порядок установления тарифов соответствующими органами (ФСТ) не изменяются. Государство, в силу действующей модели рынка мощности и принимаемых поправок, в любом случае сохраняет контроль над ценовой ситуацией на рынке электроэнергии, — заключил Вячеслав Соломин.
Гидроэнергетики надеются на правительство
По предварительным оценкам аналитиков, дополнительный максимальный доход от продажи мощности после снижения тарифной нормы на 50% в 2014 году для ГЭС у «РусГидро» составит 1 млрд руб. в год, у «ЕвроСибЭнерго» — 3 млрд руб. в год. Общий размер доходов гидрогенерации в Сибири после частичного снятия тарифных ограничений не превысит 4 млрд руб.
В то же время представители тепловой генерации уже выступили против либерализации рынка мощности во второй ценовой зоне и заявили о «предоставлении избыточных преференций владельцам ГЭС». Однако в «РусГидро» уверены, что представители тепловой генерации лукавят: повышение стоимости мощности ГЭС по результатам КОМ учтено в ценах для конечных потребителей и лежит в рамках предельных уровней цены на мощность в ОЭС Сибири. Снижения надежности электро- и теплоснабжения также не произойдет поскольку количественный и качественный состав генерации, подлежащий загрузке в ОЭС Сибири, никак не изменится.
Так или иначе, и «РусГидро» и «ЕвроСибЭнерго» намерены отстаивать свои экономические интересы в ходе дальнейшей работы над совершенствованием нормативной базы в целях либерализации оптового рынка электроэнергии и мощности. В компаниях надеются, что правительство и минэнерго поддержат дальнейший курс на полную отмену тарификации для гидрогенерации в ОЭС Сибири и продажу 100% мощности всех сибирских ГЭС по свободно формируемой рыночной цене.
Павел Иванов