По статистике, ежегодно за границу с целью медицинского туризма выезжают около 70 тысяч граждан России. Официальных статистических данных по Красноярскому краю нет. Но тот факт, что на его территории действует уже несколько туристических фирм, которые, помимо традиционных видов отдыха, предоставляют услуги по организации лечения за границей, говорит о том, что многие сибиряки предпочитают иностранные клиники российским.
Горящий тур в больницу
Сегодня никого не удивишь желанием уехать поправлять здоровье за рубежом. Отчасти потому, что состояние дел в отечественном здравоохранении оставляет желать лучшего: в государственной больнице вечные проблемы с медикаментами и зачастую нужно ждать своей очереди на операцию, а частные клиники, чтобы оправдать покупку дорогостоящего оборудования, взвинчивают свои прайсы до космических цифр. Эксперты, правда, советуют не обожествлять иностранную медицину. Вторая причина — доступность поездок за рубеж в наше интернациональное время. Если уж побывать в экзотической азиатской стране или купить автобусный тур по Европе может позволить себе даже человек с весьма средним достатком, то почему бы вместо экскурсий и сувениров не потратиться на улучшение своего здоровья?
Медицинский туризм — сравнительно новое направление на красноярском рынке организации зарубежного отдыха. Однако уже весьма востребованное. Как отмечает Светлана Задворная, генеральный директор клуба путешествий «Индиго», за услугами подобного рода в их компанию обращаются не только жители Красноярского края, но и других регионов Сибири — Хакасии, Новосибирской и Иркутской областей.
По словам Людмилы Захарченко, директора компании «Starway», как правило, лечение за рубежом выбирают люди, которых по разным причинам не устраивает качество медицинской помощи на Родине, и едут лечить вполне конкретные заболевания: «Основные направления в сфере медицинского туризма — это Израиль, Китай, Германия и Чехия. Туда едут с проблемами позвоночника, желудочно-кишечного тракта, кожными заболеваниями, онкологией».
Другое направление, набирающее популярность среди медицинских туристов, — Южная Корея (с которой недавно был установлен безвизовый режим). «Наша компания наиболее тесно работает с клиниками Южной Кореи, поэтому первоначально предлагаем клиентам сделать запрос именно в одну-две корейские клиники, исходя из их специализации и предыдущего опыта сотрудничества», — говорит Задворная.
В среднем цены на услуги начинаются от 20 тыс.рублей за базовую диагностику, плюс стоимость перелета из Красноярска, проживания, трансфера, услуг перевозчика и турфирмы (это 5-15% стоимости лечения), а заканчиваются бесконечностью, в зависимости от диагноза, «раскрученности» клиники, необходимости реабилитации.
В лучшем случае туристическая компания берет на себя не только поиск подходящей для лечения клиники, бронирование авиабилетов и гостиницы, но и организует сопровождение пациента на всех этапах его пребывания за рубежом, переводит медицинскую и юридическую документацию (а также обеспечивает присутствие переводчика для общения с медицинским персоналом) и способствует в ускоренном получении визы. Помимо лечения за границей, красноярские туристические фирмы могут предложить своим клиентам и так называемые «чек-апы» — услуги по диспансеризации, когда человек за пару дней проходит комплексное обследование. Как правило, внимание уделяется одной системе органов — например, «кардиологический» или «гастроэнтерологический» чек-ап. Такую проверку можно сочетать и с традиционным отдыхом или, к примеру, зарубежной командировкой.
Иностранное — значит отличное?
Несмотря на все преимущества, у лечения за границей есть и свои отрицательные стороны. Так, несогласованная работа зарубежных специалистов и российских врачей, которым в дальнейшем приходится иметь делом с пациентом, прошедшим через «импортную» медицину, приводит к тому, что нарушается последовательность лечебных мер. Как отмечает Людмила Захарченко, отечественные доктора в большинстве случаев без энтузиазма берутся за «долечивание» пациентов, вернувшихся из зарубежной клиники: «В какой-то мере речь идет и о конкуренции — ведь пациенты, которые выбрали лечение за границей, могли бы принести деньги в частную клинику здесь, в Красноярске».
Со своей коллегой соглашается Светлана Задворная: «К сожалению, мы пока не встретили позитивного отклика со стороны красноярских врачей, большинство из них скептически относятся к идее выезда на лечение за границу. В каждом случае работы с клиентом мы рекомендуем обсуждать необходимость и возможность такой поездки с лечащим врачом: на мой взгляд, такое взаимодействие „пациент — врач“ было бы наиболее эффективным. Однако чаще всего решение принимают сами клиенты, их родные и близкие»
Также сложности после возвращения на Родину могут возникнуть из-за того, что некоторые лекарственные препараты, прописываемые в зарубежных клиниках, запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации. И тут возникает дилемма для пациента: оставаться ли за границей до окончания курса приема медикаментов (что значительно повышает стоимость лечения) или же нарушить рекомендации иностранного доктора?
Другой аспект, о котором часто упоминают российские врачи — физиологические особенности организма человека, всю жизнь прожившего в определенном климате и привыкшего к определенному типу питания. Перелет в другую страну с последующим периодом адаптации — отдельный стресс для организма, и без того ослабленного болезнью. А чужеземная пища и риск возникновения инфекционных заболеваний, к которым у сибиряка нет иммунитета, могут свести на нет все меры, предпринимаемые для восстановления здоровья за рубежом.
С другой стороны, красноярские медики признают, что в случае с высокотехнологичным лечением, российская медицина иногда просто не в состоянии конкурировать с западной. «На сегодняшний день одна из лучших урологических операций для лечения аденомы предстательной железы — „Зеленый лазер“, — приводит пример красноярский уролог Денис Абросов. — Вмешательство длится 5-7 минут, и через 2 часа человек может идти на работу. Никаких последствий, никаких рецидивов, никаких кровотечений. В Америке „Зеленый лазер“ есть уже около 7 лет, в Израиле — 3-4 года. У них там этот прибор даже по ночам работает, его не выключают, точно так же, как у нас в Красноярском кардиоцентре круглосуточно проводятся операции на сердце. Причем стоимость процедуры — всего около 300 долларов (~10 тыс. рублей). Тогда как у нас для лечения аденом все еще применяются довольно грубые хирургические методы со множеством побочных эффектов, подразумевающие обязательную госпитализацию и длительный период восстановления... Краевая больница уже два года обещает купить „Зеленый лазер“, но все никак не купит. Ну, и даже если он у них появится, то операции будут закономерно проводиться в основном больным из районов, жителям Красноярска будет не пробиться на операцию».
Таким образом, с одной стороны, медицинский туризм можно назвать своеобразной «модой», порожденной недостатками отечественного здравоохранения, которая имеет свои побочные стороны, и с недавних пор поставлена на коммерческие рельсы. С другой стороны — даже красноярские врачи признают, что в некоторых областях медицины иностранные технологии настолько опережают наши, что лечение за границей не только эффективнее, но зачастую и выгоднее, если сравнивать с возможностями государственных и частных клиник Красноярска.
Законное право на лечение за рубежом
Между тем, российское законодательство подразумевает, что гражданин, который не может быть вылечен в России в силу технического несовершенства наших методик, имеет право на получение медицинской помощи за границей за государственный счет. Для этого нужно пройти обследование в одном из федеральных медучреждений, комиссия которого даст заключение о невозможности излечения данного пациента в России и о том, что ему могут помочь иностранные доктора. С этим заключением, личными документами и заявлением пациент (или его представитель) может обратиться в Министерство здравоохранения РФ, где заключение вынесет своя группа экспертов. Если в конечном итоге будет принято решение о заграничном лечении, государство возместит пациенту все расходы (по закону, на оформление медицинской документации отводится не более трех месяцев). Как показывает практика, в среднем пройти через жернова бюрократической системы и отправиться в зарубежную клинику за счет налогоплательщиков получается у 10-15 человек в год.
Целесообразность медицинского туризма для жителей России не вызывает сомнений. Конечно, многодневное пребывание в дорогостоящих центрах и консультации мировых специалистов могут позволить себе далеко не все жители Красноярского края. Но само по себе, наличие альтернативы российской медицине и — возможность совмещать зарубежный отдых с диагностическими и профилактическими мероприятиями — факт, который полезно держать в голове каждому, кто неравнодушен к своему здоровью.
Ольга Кашубина, интернет-газета Newslab.ru