Поскольку догонять паровоз задним числом довольно утомительно, попробуем дисциплинировать сами себя и делать это в ежемесячном режиме. Итак — ещё несколько интересных пластинок, выпущенных в свет в январе.
Actress «Ghettoville»
Четвертый альбом электронного проекта англичанина Даррена Каннингема, семидесятиминутная коллекция угрюмых электронных экспериментов. Каннингем, посвятивший предыдущие три альбома Actress увлечённой деконструкции самых разных электронных жанров, от минималистского техно до заковыристого IDM, здесь будто радостно подтверждает — всё, вся музыка разрушена, остались только бесконечно стонущие обрывки звука. Хмуро бухают (ударение на «у») замедленные биты, за мелодические линии отвечают непонятные звуки, похожие на стоны заблудившихся в микросхемах призраков, электрический фанк мутирует в музыку для сбрендившего кибер-шапито, навеки заевшего на одном и том же номере. Впрочем, весь этот звуковой апокалипсис разворачивается с изрядной долей сардонического юмора и периодическими вкраплениями трепетной звуковой красоты.
Треки: «Birdcage», «Our», «Time»
Alcest «Shelter»
Французский коллектив, ведомый в стилистике Билли Коргана (в том смысле, что кто ещё стоит рядом на сцене, не особо существенно) мультиинструменталистом Стефаном По по прозвищу «Снег», с 2000-го года топтал пограничную территорию между оглушительной громкостью пост-металла и чистым шугейзовым гитарным волшебством. На своей четвертой пластинке «Shelter» Снег окончательно переходит на светлую сторону силы — перед нами размашистый шугейзовый эпос, целиком составленный из просветлённых песен, рвущихся в поднебесье на крыльях восторженного гитарного шума. Звуковую форму Снег воспроизводит безупречно, а вот на сильные песни замаху хватает не всегда — в середине альбома треки немного сливаются в неразличимое сияющее месиво. Эмоция, впрочем, всегда правильная и позитивная — и когда получается воплотить её в песни вроде эпической «Delivrance» или стремительной «Into the Waves», закрывающие альбом ударным дуэтом, возникает чистое волшебство.
Треки: «Opale», «Delivrance», «Into the Waves»
Dum Dum Girls «Too True»
Третья пластинка калифорнийского девичьего проекта, играющего в мелодичный пост-панк. Dum Dum Girls, назвавшиеся в честь песни Игги Попа «Dum Dum Boys» с его первого сольника «The Idiot», действительно играют в пост-панк примерно так же, как девчонки школьного возраста играют у себя в спальне в принцесс или в дочки-матери — сколь бы не захватывала игра, всё равно в каждую секунду понятно, что скоро надо будет закругляться и идти делать уроки. Ведущая «Дум-дум-ка» Ди Ди Пенни сочиняет ладные, запоминающиеся песенки с названиями вроде «Evil Blooms» или «Lost Boys and Girls Club» и обрамляет их сдержанной драм-машинкой, сдержанными пост-панковскими гитарами и романтичными ново-волновыми клавишными. Но даже когда ей удаются самые пронзительные её мелодии (как в припеве «Rimbaud Eyes», например), всё равно не покидает ощущение, что кто-то слишком уж тщательно штудировал пластинки Blondie. Музыка Dum Dum Girls чересчур ладная и аккуратно собранная, чтобы ей по-настоящему поверить, примерно так же, как псевдоним Ди Ди не столько делает её моментально своей, сколько вызывает снисходительный смешок, мол, кто-то, кажется, чересчур уж старается. Впрочем, чего там — для дискотеки на первом курсе готического университета в каком-нибудь молодёжном сериале, претендующем на славу «Сумерек», вполне подойдёт.
Треки: «Rimbaud Eyes», «Lost Boys and Girls Club»
Mogwai «Rave Tapes»
Восьмая студийная пластинка шотландских героев пост-рока. Полёт нормальный — набор инструментальных композиций с язвительными названиями, в одних чуть погромче гитары, в других доминируют старые аналоговые синтезаторы. Ничего нового — весь набор приёмов, демонстрируемый на «Rave Tapes», в арсенале Mogwai давно, и с его помощью они придумывали и куда более интересные штуки, чем здесь. Честно, лучше переслушать концертник «Special Moves» — на нём Mogwai куда взрывоопаснее и живее.
Треки: «Repelish», «No Medicine for Regret», «The Lord Is Out of Control»
Pontiak «Innocence»
Трое братьев Карни откуда-то из Вирджинии от души шарашат старомодный психоделический стоунер-рок, не тормозя на поворотах — это уже восьмая их пластинка за столько же лет. За восемь лет парни навострились играть так же естественно, как дышат — это отличная пластинка для ретро-вечеринки, под которую с одинаковым удовольствием можно и попрыгать от души, и позападать в углу над диване под действием чего-нибудь одурманивающего. На «Innocence» у Pontiak отлично выстроен звук, одновременно шершавый и чётко-громкий, как будто гроза из старого фильма на потрескавшейся киноплёнке вдруг грохочет вокруг тебя в сэрраунд-звуке. Братьев весело шатает от психоделического пауэр-трио-блюза в духе Cream («Lack Lustre Rush») к пофигистичным кантри-балладам («Noble Heads») и The Doors’овским наркотическим номерам под электроорган («It’s the Greatest»). Но круче всего получается, конечно, когда они вызывают к жизни гитарный рифф мифических пропорций и вскакивают на него верхом (см. «Ghosts» или, скажем, «Surrounded by Diamonds») — тогда они на пару-тройку минут смело встают плечом к плечу с великими героями прошлого, придумывавшими эту восхитительную громкость ещё до их рождения.
Треки: «Innocence», «Ghosts», «Being of the Rarest»
Warpaint «Warpaint»
Второй альбом калифорнийских девушек из группы Warpaint уводит их в неясную сумеречную зону, расположившуюся где-то на полпути между пунктирным минорным пост-панком и послеполуночным трип-хопом. Эта дюжина разреженных, тягучих, полных грустной невысказанной чувственности песен будто специально придумана для ночного времени суток, для воображаемой предрассветной кодеиновой дискотеки, на которой каждый танцует в одиночку. Нежно доминирующая ритм-секция ведёт замедленные ритмы с задумчивой отстранённостью арт-хаусного режиссёра, засмотревшегося на клубящийся в рапиде сигаретный дым, гитара и клавишные устраивают обречённое на ничью соревнование в том, кто из них выступит одновременно пронзительнее и незаметнее, голоса сливаются в отрешённые мантры. У Warpaint получается недосказанность того рода, что красноречивее любых пылких спичей. Говорят, скоро появится кино, в рамках которого великий клипмейкер Крис Каннингем придумает видеоряд для каждой песни, но в этом нет особой необходимости, правда (ну, помимо чисто фанатской радости от того, что Каннингем наконец-то вернулся к работе с видео) — то кино, что само собой прокручивается в голове во время каждого прослушивания «Warpaint», уже лучше всех.
Треки: «Keep It Healthy», «Biggy», «Drive», «Son»