Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Емельяново» готов к модернизации

«Емельяново» готов к модернизации

06.03.2014
7

На прошедшем XI Красноярском экономическом форуме холдинг «Аэропорты Регионов» (входит в ГК «Ренова») подтвердил намерение инвестировать в развитие аэропорта «Емельяново». Взамен на долю собственности аэропорта компания готова вложить в его модернизацию 12 млрд руб. и за два года построить новый пассажирский терминал.

Первый, флагманский проект «Аэропортов Регионов» — екатеринбургский аэропорт «Кольцово»Напомним, рамочное соглашение о создании международного пассажирского и грузового хаба в аэропорту «Емельяново» между УК «Аэропорты Регионов» (дочерняя структура ГК «Ренова»), УК «Интерпорт» (дочерняя структура ХК «Интеррос»), Министерством транспорта РФ, Росавиацией и правительством края было подписано еще на прошлогоднем экономическом форуме в Красноярске. Оно предполагало модернизацию аэропортового комплекса на условиях частно-государственного партнерства. При этом «Интерпорт» брал на себя развитие грузового сегмента, «Аэропорты Регионов» — пассажирского, а правительство края — взлетно-посадочную полосу и перрон.

В течение года депутатами краевого Законодательного Собрания рассматривались условия сделки с бизнесом, и, похоже, сейчас стороны близки к подписанию окончательного соглашения. Сам проект модернизации аэропорта в настоящее время проходит главгосэкспертизу, которая также в скором времени завершится. После этого, обещают в «Аэропортах Регионов», они готовы сразу приступить к строительным работам.

Общие инвестиции аэропортового холдинга в модернизацию «Емельяново» составят 12 млрд руб. — половина средств пойдет на строительство пассажирского терминала, вторая — на строительство гостиничного и ангарного комплексов, развитие объектов службно-технической территории. Предполагается, что пропускная способность пассажирского терминала составит около 3,5 млн пассажиров в год, общая площадь увеличится до 40-45 тыс. кв. метров (сейчас менее 20 тыс.).

Кому хотят доверить модернизацию «Емельяново»

Как уже было отмечено, предполагается, что непосредственной реализацией проекта нового пассажирского терминала «Емельяново» займется Управляющая компания «Аэропорты Регионов» — дочерняя структура ГК «Ренова», управляющая ее аэропортовыми активами.

Для сведения читателей Newslab.ru, на сегодня в России работают три региональных аэропортовых холдинга — «Аэропорты Регионов», «Новапорт» (аэропорты Новосибирска, Челябинка, Барнаула, Томска, Читы) и «Базэл Аэро» (входит в группу «Базовый Элемент», управляет аэропортами Сочи, Краснодара, Анапы, Геленджика). На данный момент AR являются крупнейшим из них по объему пассажиропотока — более 7 млн человек. Компания занимается модернизацией и развитием аэропортов «Кольцово» (Екатеринбург), «Курумоч» (Самара), «Стригино» (Нижний Новгород), строит аэровокзальные комплексы в новых аэропортах — «Центральный» (Саратов) и «Южный» (Ростов-на-Дону).

Первый, флагманский проект «Аэропортов Регионов» — екатеринбургский аэропорт «Кольцово». К его модернизации компания приступила около 10 лет назад на условиях частно-государственного партнерства с администрацией Свердловской области. Проект реализовывался поэтапно, начиная с 2005 года. В результате в «Кольцово» были построены терминалы международных и внутренних авиалиний, а первое здание аэропорта 1953 года постройки путем глубокой модернизации превратили в отдельный терминал для VIP-пассажиров. В настоящее время общая площадь пассажирских терминалов «Кольцово» составляет около 80 тыс. кв. м, а пассажиропоток в прошлом году превысил 4 млн человек. При этом пропускная способность «Кольцово» в два раза больше — более 8 млн человек. Как поясняют в аэропорту, проект модернизации изначально учитывал увеличение пассажиропотока в перспективе.

Помимо пассажирских терминалов, масштабной реконструкции подверглась инфраструктура аэропорта. Так, в 2012 году в «Кольцово» было завершено строительство современного грузового терминала общей площадью более 19 тыс. кв. м и мощностью до 100 тыс. т грузов в год. Также на территории аэропорта построены пять парковочных комплексов и четырехзвездочный отель международной гостиничной сети Angelo. Сейчас развитие инфраструктуры порта продолжается — на очереди строительство нового многоярусного парковочного комплекса и новых зданий для технических служб. Помимо этого, «Аэропорты Регионов» занимаются развитием и управлением бизнеса аэропорта — сдачей в аренду площадей внутри и около аэропорта, организацией точек торговли и общепита, предоставлением различных сопутствующих услуг и т.д.

Начиная с 2004 года, общий объем инвестиций, вложенных в «Кольцово», превысил 17 млрд руб. (из них около 12 млрд — частные средства). На сегодня это крупнейший в России региональный аэропорт и третий по объему пассажиропотока авиахаб после авиаузлов Москвы и Санкт-Петербурга.

Не считая «Кольцово», холдинг в настоящее время реализует еще четыре проекта по развитию и строительству региональных аэропортов — в Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове и Ростове-на-Дону. Общий объем инвестиций в данные проекты превысит 20 млрд руб., а завершить их компания планирует уже 2015-2017 годах — четыре из пяти городов, где работает компания, будут принимать у себя матчи Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

«Аэропорты Регионов» готовы принять условия края

Как уже было сказано, строительство нового пассажирского терминала в «Емельяново» займет около двух лет. «Это разумный срок даже с учетом укороченного строительного сезона в Сибири и непростых условий с точки зрения грунтовых и ландшафтных особенностей в районе „Емельяново“», — отметил на КЭФ-2014 генеральный директор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский.

Топ-менеджер холдинга заявил, что инфраструктура «Емельяново» явно нуждается в дополнительных инвестициях и скорейшей модернизации. И дело даже не в приближающейся Универсиаде, к приему которой городу необходимы современные воздушные ворота. «Сегодняшняя инфраструктура аэропорта существенно ограничивает пассажиропоток и маршрутную сетку. Между тем, авиационная мобильность жителей региона растет, уже сейчас назрела необходимость расширения пропускной способности порта и открытия новых направлений, в том числе, международных. В конце концов, модернизация аэропорта — это вопрос комфорта пассажиров», — пояснил Чудновский.

Он также подчеркнул необходимость развития грузового сегмента «Емельяново». В Красноярске существует большой потенциал для создания грузового авиахаба, особенно, в плане трансевразийских перелетов. Сейчас же эта составляющая аэропорта развита недостаточно. Впрочем, о необходимости и выгодах развития грузового авиахаба у нас говорится уже достаточно давно.

Напомним, в настоящее время проект модернизации «Емельяново» проходит экспертизу. В то же время в краевом Заксобрании идет обсуждение проекта договора края с холдингом «Аэропорты Регионов» о совместном развитии аэропорта. Сейчас «Емельяново» на 100% находится в региональной собственности. Предполагается, что после заключения договора у края останется блокирующий пакет акций, а контрольный перейдет в собственность инвестора.

— Надо сказать, что условия договора, который обсуждают сейчас краевые депутаты, достаточно жесткие, если не сказать драконовские для нас. В частности, инвестор должен обеспечить операционную эффективность, качество и установленные сроки работ. При этом за каждый день просрочки строительства на нас налагается штраф в размере полумиллиона рублей. Привлечение банковских кредитов в качестве инвестиций — это также целиком наша проблема. Наконец, мы даем краевому правительству обязательства, что доля региона в стоимости аэропорта не обесценится. Мы гарантируем, что по окончании строительства край в любой момент сможет продать нам, а если захочет, то и на открытом рынке свою долю аэропорта. Безусловно, идя на такое соглашение, компания берет на себя серьезные финансовые риски, но, учитывая наш предыдущий опыт строительства и развития аэропортов, мы к ним готовы, — заключил Евгений Чудновский.

Алексей Хитров, интернет-газета Newslab.ru

Рекомендуем почитать