Накануне в Красноярском городском Совете депутаты разбирали ситуацию с отловом бездомных собак в Красноярске. Вернее, ситуация в другом — у мэрии закончились деньги, которые были выделены на эти мероприятия. Члены комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту были удивлены и возмущены, долго толкли воду в ступе, но ни к чему не пришли — решить проблему могут только или дополнительные миллионы, или возврат к прошлому.
Когда нет денег, есть собаки
Статистика по отлову бродячих собак в Красноярске утешительная. Была до весны 2014 года. По сообщению ответственных за это чиновников, с 2011 года 90% заявок, поступающих в службу 005, исполнялись оперативно и качественно.
— Почему 90? Просто когда по заявке приезжают на конкретный адрес, не всегда животные стоят на месте и ждут. Только поэтому, — рассказал заместитель руководителя департамента городского хозяйства мэрии Владислав Логинов. — Стоимость отлова и утилизации одного безнадзорного животного сначала стоила 650 рублей, потом 605, а после 502 рубля. Снижение связано было с тем, что на рынке появились конкурирующие компании и на аукционах они стали цены снижать. И все бы было хорошо...
Логинов дальше рассказал о краевом законе, принятом в июне прошлого года. По нему ловить и утилизировать безнадзорных животных так, как это делалось раньше, теперь нельзя.
— Закон направлен на более гуманное обращение с животными. Если мы раньше животное усыпляли и утилизировали его, то нынешние правила стали требовать, чтобы мы это животное отловили, посмотрели, послушали, пролечили, отпустили. В итоге стоимость таких мероприятий с одним животным стала составлять 8 861 рубль. Соответственно, деньги, которые на это были, моментально растаяли. Стоимость увеличилась в 18 раз. А край нам на эти цели выделил 1, 2 млн руб. В предыдущие годы это было от 9 до 12 млн., — объяснил катастрофу Логинов и добавил, что если после анализов собака признается опасной, то ее утилизируют. Позже выяснилось — больше 6 000 рублей — расходы на кастрацию, кормление два раза в день в течение недели — 1 200 рублей.
— У нас в «Роднике» на питание тратят сто рублей на человека в день, 28 рублей мы выделяем на одного школьника! 180 рублей в день на собаку! — сделал глаза с пятирублевую монету председатель комиссии Аркадий Волков.
В итоге, по словам чиновника, глава города был вынужден обратиться в край к своему преемнику в кресле председателя правительства с просьбой решить вопрос и выделить дополнительно 10 млн руб. Ответ пока не получен.
— Надо будировать эту тему, пока губернатор на месте, — посоветовал Волков хозяйственнику, употребляя устаревшее слово не в то время и не в том месте.
Дальше депутаты пустились в реплики.
«Получается, животных обижать нельзя, а людей можно».
«Я общался с Уссом, и он сказал: как только этих животных тронешь, сразу защитники начнут возмущаться».
«Торгунаков, кстати, хромает. Не понятно — укусили его или не укусили».
Обсуждение
На заседание комиссии пригласили предпринимателя, который около 10 лет занимается отловом и утилизацией бездомных животных. Виктор Версяутскас заявил, что на те самые 1,2 млн рублей по новым правилам удалось гуманно поступить с 267 собаками.
— Деньги, естественно, кончились, и сейчас проблемой никто не занимается, — заявил он.
— На прошлой комиссии здесь стоял руководитель муниципального предприятия «Ритуальные услуги». Он нам поведал, что на захоронение человека без определенного места жительства, человека со сложной судьбой, в Красноярске тратится 6 666 рублей. Это человека похоронить! А для того, чтобы кастрировать или похоронить собаку, у нас тратится почти девять тысяч! — в сердцах высказался Волков. Однако ему тут же объяснили — утилизация одной собаки стоит 150 рублей, а все остальные траты — это уже совсем другие мероприятия.
И тут свои бумаги достал заместитель председателя Горсовета Александр Глисков: «В ответах департамента значится, что раньше ловили по 15-20 тысяч собак в год. Какая их популяция в городе вообще, кто-нибудь может сказать? И еще один вопрос — если 9 тысяч стоит одна собака, то на весь ваш годовой объем потребуется 150-170 миллионов, а никак не 10, которые вы попросили у края». И ответ на первый вопрос грянул как гром.
— Нельзя делать перерыв! — заявил Версяутскас. — В прошлом году сделали перерыв: с сентября по декабрь. Как раз в этот период собаки плодятся — по 12-14 щенков. За два месяца они могут восстановить свою численность. Если делать такие перерывы, то так и будем биться головой об лед.
Про то, сколько на самом деле нужно миллионов, Глискову так никто и не ответил.
В итоге депутаты приняли доклад Логинова к сведению. А также дали департаменту городского хозяйства поручение изучить ситуацию с безнадзорными животными целиком и полностью, после чего подготовить проект изменений в краевой закон. Иного пути, учитывая полное отсутствие свободных денег как в городском, так и в региональном бюджете, кажется, не дано.
Михаил Губич, интернет-газета Newslab.ru