>
>
Саботаж / Sabotage

Саботаж / Sabotage

18.04.2014
10

Режиссёр — Дэвид Айер

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Оливия Уильямс, Сэм Уортингтон, Мирей Эно, Терренс Ховард, Джо Манганьелло, Джош Холлоуэй, Макс Мартини, Гарольд Перинно, Мартин Доннован

Продолжительность — 109 мин.

За время работы над художественным фильмом «Саботаж» его переименовывали минимум трижды. Остановились в результате, как видится, на самом правдивом варианте — потому что это и правда самый настоящий саботаж, и по отношению к поздней карьере Арнольда, и по отношению к нам, доверчивым зрителям.

Никаких точных сообщений об этом не попадалось, но история со сменой названий намекает на то, что история производства у фильма была не самой безоблачной — с чего бы ещё собственным производителям в результате пытаться в рекламе выдать фильм за совсем другое кино? Ролик настраивает на взрывной боевик о войне элитного отряда спецназа с наркокартелями, что верно лишь отчасти; на практике тот сюжет, который можно умозрительно выстроить из трейлера, является исключительно завязкой «Саботажа», растянутой, правда, на всю первую треть не самого короткого фильма.

Минуте на пятидесятой «Саботаж» начинается по настоящему — и оказывается угрюмым разговорным детективом о поиске жестоких убийц, по одному садистски убирающих членов спецгруппы под руководством Арнольда. Более-менее главным героем внезапно становится расследующая это дело прожженная сотрудница отдела по расследованию убийств в исполнении неизвестно как зарулившей в этот брутальный жанр интеллигентной англичанки Уильямс. Она же в итоге, в основном стараниями всегда надёжной, как скала, Уильямс (в Каннах в этом году она появится в новом фильме Кроненберга — куда более подходящее занятие для актрисы её калибра), становится чуть ли не единственным достоверным персонажем этой чрезмерно мутной истории.

Сценарий режиссёра Айера, большого специалиста по мрачно-драматичным историям о служителях закона, потерявших свои моральные ориентиры на злых улицах мира («Тренировочный день», «Короли улиц», «Патруль»), и Скипа Вудса, автора таких эпохальных картин, как «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» и «Хитмэн», явно видит себя бескомпромиссной и сложно выстроенной историей о том, как легко при такой работе преодолеть и без того зыбкую грань между добром и злом. На деле же перед нами мутное и невнятное кино, в котором авторы от души наваливают всё новые и новые сюжетные повороты и детали, только сильнее запутывающие зрителя, но забывают при этом хоть сколько-то потрудиться над внятным прописыванием собственных героев — коих здесь под дюжину.

Айер, казавшийся в своих прежних работах человеком, неплохо внедрившимся в психологию служителей закона на опасной работе, здесь бесхитростно сводит все взаимоотношения между героями к бесконечному мерянью пиписьками, причём на всех уровнях сразу — у членов отряда между собой, между ними и их собственным начальством, между ними и полицией, расследующей убийства их коллег. Этот бесконечный парад гипертрофированного мачизма (в который забавным образом вовлечены и две женщины — единственная, пожалуй, интересная мысль фильма как раз в том, что женщинам, чтобы держаться в такой среде на равных, приходится врубать мачизм на десятую передачу) вместо диалогов порядком утомляет.

Та же история и с предполагаемой бескомпромиссностью фильма — словно иллюстрируя собственную мысль о том, как легко перейти незаметную грань, отделяющую добро от зла, авторы «Саботажа» немного не чуют берегов в изображении кровавой брутальности. Жгучая приправа может выгодно оттенять вкус блюда, а может превращать его в невозможное для потребления месиво — вот у Айера с Вудсом незаметно для них выходит второй вариант. Они думают, что рассказывают непростую историю с нелёгкими моральными конфликтами, чья прелесть в том, что в ней нет чёрного и белого. На практике же они неполных два часа с людоедской кровожадностью живописуют нам мир сплошного серого, а под занавес, в адски выпадающем из общего течения фильма эпилоге — там вдруг без предупреждения начинается мрачный спагетти-вестерн с шуточками — на полном серьёзе предлагают нам искренне болеть за жителя такого вот серого мира. Просто делать такое в кино — уже не похвально, а делать такое в новом фильме со Шварценеггером, который давно для многих из нас уже практически отец родной — самый настоящий саботаж.

Вердикт — отвратительное новое кино со Шварценеггером

Рекомендуем почитать