Накануне на острове Отдыха искусственное поле стадиона «Юность» в последний раз потоптал бывший губернатор Красноярского края Лев Кузнецов. Традиционный футбол по выходным стал последним публичным мероприятием для него. Перед матчем Кузнецов пообщался с журналистами и закинул удочку — скоро может кого-то из партнеров забрать к себе на Кавказ. Не регион, а сплошная карьерная лестница.
— Большая часть жизни прошла в Красноярском крае. Я начал с Севера с 1995 года и потихонечку опускался на юг. Но видите, опять послали на Север — на Кавказ, правда, — пошутил в самом начале Кузнецов.
Он выглядел как будто свежее и моложе. Ни усталости в глазах, ни тяжелой ноши за плечами. В джинсах и куртке перед началом футбольного матча бывший глава региона ответил на вопросы представителей СМИ. И хоть итоги подводить отказался, отдав это право журналистам, все равно в его словах были и выводы, и планы, и оценки.
— Теперь нас, красноярцев, в федеральном центре становится больше и больше. Два вице-премьера: Хлопонин и Голодец (Ольга Голодец, бывший топ-менеджер «Норникеля»). Два министра: Новак и Кузнецов. Еще много в федеральных органах власти. Край — хорошая кузница кадров. Этого не надо бояться. Наоборот, надо радоваться, что это трамплин, социальный и профессиональный лифт.
Приятно, конечно, но лифт этот в последнее время возит определенный круг лиц. И говорить о равных возможностях, наверное, все-таки не стоит. Что нужно делать, чтобы в этот самый лифт попасть, Кузнецов ненароком ответил чуть погодя. Все дело в том, за какую команду ты играешь.
— У меня в жизни много было разных движений непредсказуемых. Я всегда открыт. С одной стороны, подчеркивал, что готов активно работать губернатором, но если поступит команда сверху... А я человек государственный, командный... Сегодня я нужен команде. Поступило предложение, что нужно сконцентрироваться на Северном Кавказе, используя опыт работы здесь. Это предложение — признание того, что мы вместе с вами делали.
Что ж, делали вместе, а повысили лишь одного. В этом, кстати, и заключается вся суть командного подхода с сильным капитаном во главе. И этому капитану теперь новую команду собирать. В помощь — предшественник Александр Хлопонин и местный потенциал.
— У нас есть много и человеческих, и профессиональных историй. Взаимодействие с Александром Геннадьевичем — это усиление и помощь. Александр Геннадьевич много времени уделял Северному Кавказу. Но основной проблемой было отсутствие единого территориального института. Все программы расходились по различным министерствам и ведомствам. Не было централизованного кулака. А мы видим, что государство меняет политику... Я уже приступил к обязанностям сразу после того, как президент подписал указ.
Пока работа заключается в бумажных делах — написании положения для нового министерства и так далее. Кроме того, одной из задач для Кузнецова сейчас будет поиск людей, которые вместе с ним будут «поднимать» Северный Кавказ. Их он решил искать в том числе и в Красноярском крае.
— Там мне придется конкурировать за талантливых людей. Возьму ли отсюда кого-то? Время покажет. Вчера я встречался с Толоконским, мы долго беседовали. Как я понял, он планирует опираться на ту команду, которая в крае существует. Но если я пойму, что кто-то мне нужен, то позаимствую. Такая договоренность есть — основа остается здесь, но я тоже в хорошем смысле буду претендовать на часть людей.
Претендовать Кузнецов будет и на семью — через какое-то время жене и детям вновь паковать чемодан.
— Детям надо закончить школу. Постепенно соберемся и переедем, — коротко ответил он.
Любопытный момент в интервью с Кузнецовым наступил, когда разговор коснулся экономики и скудного краевого бюджета. Это будучи губернатором, он всех успокаивал и говорил про резервы. А тут откровенно признал — дела не ахти и помощь федерального бюджета не помешала бы.
— Сейчас мы подошли к планке, когда региональные бюджеты поисчерпались. Все резервы исчерпаны. И нужно федеральное внимание... Я буду учитывать интересы России. А если мы будем интересы России учитывать, они будут косвенно отражаться и на Красноярском крае. Максимально буду помогать и Толоконскому, и команде, чтобы те инициативы, которые сейчас есть, были в федеральном центре поддержаны.
В завершение Кузнецов рассказал о том, что не доделал. Но плоды своих начинаний будет очень ждать.
— Не смог проехать по четвертому мосту, но в конце следующего года это обязательно сделаю. Не смог приземлиться в нашем современном аэропорту, но уверен, что Виктор Толоконский понимает всю необходимость. В футбол в манеже не поиграл, но осенью, думаю, это сделаем... Я человек, который всегда говорит правду. Плохо ли она звучит, хорошо ли. Но я всегда говорю так, как есть... Конечно, буду скучать. Красноярск — уникальный город. Я хоть и родился в Москве, но принимаю этот город. Его можно сделать! Учитывая уникальный ландшафт, учитывая, что здесь есть все, чтобы сделать Красноярск городом для человека. Есть и болячки. Но в каком мегаполисе их нет? Наша задача — не стонать, а работать. Исправлять недостатки и использовать преимущества. А их у нас очень много.
Очень много преимущества было у Кузнецова и на футбольном поле. За бывшего губернатора все равно играла вся команда. В итоге он забил первый мяч с пенальти, отдал две голевые передачи и на последних минутах забил второй раз. Команда экс-главы края победила со счетом 5:0. Вот уж действительно, хлопнул дверью.