>
>
Принцесса Монако / Grace of Monaco

Принцесса Монако / Grace of Monaco

26.05.2014
9

Режиссёр — Оливье Даан

В ролях: Николь Кидман, Тим Рот, Фрэнк Лангелла, Паркер Поузи, Мило Вентимилья, Паз Вега, Дерек Джекоби

Продолжительность — 103 мин.

Безусловно, в истории XX века было не так много фигур, чья жизнь столь активно напрашивалась бы на живописание в биографическом фильме, как жизнь Грейс Келли. Появление «Принцессы Монако», видимо, было делом неизбежным — но после фильма вопросов остаётся больше, чем ответов.

Американская кинозвезда Грейс Келли, выигравшая «Оскар» в возрасте 25 лет за фильм «Деревенская девушка», на пике своей карьеры решила оставить карьеру ради брака с князем Монако Ренье III. Девушка, добившаяся невероятных успехов в кино за короткие несколько лет карьеры, а затем поженившая новосветский шик со старосветским, стала фигурой, будоражившей воображение многих. К тому же в «Принцессе Монако» нашёлся действительно неожиданный и не особо известный широкой публике заход на тему — о жизни княгини Грейс здесь рассказывается через призму кризиса Монако начала 60-х, когда Франция, требовавшая изменения принятых в стране правил налогообложения, устроила княжеству натуральную блокаду.

Звучит интригующе в теории, и было бы здорово на практике, если бы фильм Оливье Даана смог бы хотя бы сам себе ответить на извечный вопрос, обессмерченный ещё Маяковским. «Принцесса Монако» катастрофически не в состоянии решить, каким именно фильмом ей быть, эстетским очерком о столкновении старосветской придворной вежливости и американской прямолинейности, мелодрамой о тяжелой судьбе талантливой девушки, отказавшейся от звёздной карьеры в кино ради роли гламурной придворной домохозяйки, или политическим триллером про закулисные интриги.

Причём вопрос этого чередования жанров решается Дааном чисто механически, произвольным переключением фильма из одного режима в другой и обратно от сцены к сцене, без особого анализа того, насколько героиня Кидман в одном режиме будет соответствовать самой себе в другом. Для фильма, называющегося «Принцесса Монако», картина Даана вообще не особенно заинтересована во внутренней жизни героини Кидман — реально кажется, что если бы они сосредоточились на политических интригах, а Грейс Келли оставили бы неожиданной острой приправой к своему блюду, получилось бы куда органичнее.

В том виде, в котором есть, Келли выводится не столько героиней собственной истории, сколько пассивным объектом чужих манипуляций, пешкой в большой политической игре — и большой финальной победой героини нам предлагается считать её чистосердечное признание за собой этакой роли и исполнение её с полной самоотдачей. Мысль о том, что Грейс принимает свой долг королевской особы, как очередную роль (есть даже непременный тренировочный монтаж, совсем как в спортивных фильмах), не лишена интереса — но Даан и её вбрасывает, как нечто само собой разумеющееся и не требующее исследования.

Пока он скачет по верхам, увлечённый роскошными красотами Монако (в одной из сцен нам даже торжественно сообщается, что именно здесь, мол, самый красивый вид на княжество) и стилистическими кунштюками, чуточку раскрашивающими его игру в политический триллер, главная героиня так и остаётся для нас загадкой, набором штампов из разных жанров, но не живым человеком. Даже когда Даан залезает камерой Кидман прямо в лицо (минимум трижды «Принцесса Монако» радует нас необъяснимо неряшливо сконструированными сверхкрупными планами лица актрисы, в том числе и в самый ключевой момент), он не в состоянии разглядеть за кадром человека — и потому его «Принцесса Монако» остаётся занятным недоразумением, разрозненными осколками большого кино, никак не желающими складываться в цельный фильм.

Вердикт — пышное, но по большому счёту бессмысленное биографическое недоразумение по мотивам по-настоящему неординарной и интересной судьбы

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать