Около года назад в Красноярском крае появилась новая запретительная норма. Жителям ограничили время, когда они могут сверлить, громко слушать музыку, заниматься любовью и орать друг на друга. Региональный закон оказался суровее федеральных правил и в плане временных рамок, и в плане размеров штрафов. Накануне авторы запретов, стражи порядка и другие ответственные тихо и мирно подвели итоги действия закона за год. Оказалось, есть и нарушители, и штрафы, и довольные, и недовольные.
Сидите тихо
Больше года прошло с тех пор, как депутаты Законодательного Собрания края одобрили изменения в законе «Об административных правонарушениях» определили разрешенное время для шума и обязательное для тишины, а также наказания для виноватых. Перемены в законодательстве условно назвали «законом о тишине».
Напомним, в Красноярском крае нельзя шуметь с десяти вечера и до девяти утра. Также нельзя проводить ремонтные работы в воскресенье и в праздники. Хочешь ремонтировать квартиру — бери отпуск и сверли днем. Хотя скоро и эту возможность могут прикрыть. Накануне один из инициаторов закона «О тишине» депутат Заксобрания Юрий Швыткин рассказал, что время от времени от граждан поступают жалобы на шум в дневное время. Все чаще кляузы пишут мамы, которые не могут уложить спать маленьких детей, потому что не могут договориться с соседями.
— Не всегда соседи могут найти взаимопонимание друг с другом. Поэтому будем думать, как запрет на шум в определенные дневные часы можно закрепить на законодательном уровне. Еще вопрос вызывает шум от ночных строительных работ. А депутаты Городского Совета обсуждают возможность разрешения на ночные дорожные работы. Это тоже предстоит обсудить, — рассказал о ближайших планах Швыткин.
Хотя зачем все это обсуждать? Нужно ввести на территории Красноярского края сиесту. Пара часов в дневное время. Узаконить ее и пусть все отдыхают от мала до велика.
Децибелы в рубли
Но вернемся к закону и итогам. Долгое время, обсуждая инициативу, депутаты не могли найти точное определения шума. Когда уже можно жаловаться, а когда еще нет. Не нашли его и до сих пор. Кому-то ведь и жужжащий комар давит на перепонки, а для другого выстрел пушки незаметен. Так или иначе, шум в законе подразумевается любой. Но чаще всего это громкость звукопроизводящих устройств, установленных в квартирах, балконах или подоконниках, на транспортных средствах, в киосках, павильонах, а также на других временных сооружениях (имеются ввиду уличные кафе) и даже дачных участках.
Штрафы, кстати, вполне себе приличные за такие нарушения. Обычные граждане получают наказание в виде 1-4 тысяч рублей, должностные лица — 5-25 тысяч, юридические — 10-35 тысяч. Свои данные накануне озвучили и полицейские.
— В 2013 году сотрудниками полиции было составлено 12 тысяч 613 протоколов, в том числе участковыми уполномоченными полиции зафиксировано 8 тысяч 874 факта нарушения тишины и покоя окружающих. С нарушителей взыскано 480 тысяч рублей. За 5 месяцев текущего года зафиксировано уже 6 тысяч 203 таких случая, на 500 больше, чем в прошлом. Мы связываем это с тем, что большее количество людей узнали о своих правах и возможности наказания нарушителей. Потом растут темпы строительства — ремонты постоянные, то есть стало больше поводов, — рассказал начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции ГУ МВД России по Красноярскому краю Сергей Лукичев.
Занятно, что жаловаться на нарушителей покоя и тишины можно, а вот как-то отстоять свои права издавать звуки нельзя. В крае уже сложилась практика, когда протокол о нарушении составляется не на месте преступления, а на следующий день по показаниям свидетелей. Соберись ватагой в пять человек и порти жизнь нелюбимому соседу — а шумел он или нет на самом деле...
Впрочем, на этом месте Лукичев обратил внимание, что в данном случае доказательная база все-таки важна. Приветствуются не только показания соседей, но также аудио- и видеозаписи конфликтной ситуации, которые административная комиссия непременно учтет.
Все возрастающее число жалоб подтвердила и заместитель председателя административной комиссии Советского района Красноярска Евгения Погонышева. По ее словам, подобные заявления занимают второе место после нарушений благоустройства. Так за время работы комиссии в 2013 году было рассмотрено 4 тысячи 797 заявлений. Погонышева добавила, что в первый раз обходится предупреждением, а штрафы накладывают уже на шумных рецидивистов.
— Почти всегда граждане соглашаются с наказанием, случаи обжалования решения комиссии в суде — единичны. Кстати, за пять месяцев текущего года мы наложили штраф 354 раза, а 347 раз обошлись предупреждением, — привела она свои цифры.
Но не все согласны с успешностью в реализации закона. По мнению депутата Красноярского городского Совета Александра Глискова, за этот год его опасения оправдались.
— Во-первых, закон стал инструментом в соседских разборках, когда предметом жалобы становятся плачущие дети. Во-вторых, возникла почва для коррупции. Ко мне неоднократно обращались жители моего избирательного округа, которые систематически вызывали полицию утихомиривать шумные компании в увеселительных заведениях. А потом обнаруживалось, что эти вызовы никак не оформлены. Получается владельцам выгоднее решить вопрос с приехавшими сотрудниками на месте, чем платить штраф 30 тысяч рублей. В-третьих, заложниками оказались дорожные службы, которые вынуждены делать ремонты в дневное время, создавая тем самым препятствия для водителей и пешеходов. Недавно мы в городском Совете одобрили инициативу по этом поводу с тем, чтобы для дорожников сделать исключения. Учитывая, что подобные ремонты идут крайне редко. Думаю, что по итогам анализа практики применения этой нормы закона необходимо ее еще откорректировать.