Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«МузЭнергоТур-2014»: По городам и весям

«МузЭнергоТур-2014»: По городам и весям

11.07.2014
5

«МузЭнергоТур-2014»: По городам и весямПо Красноярскому краю стремительно промчался фестивальный автобус «МузЭнергоТура», вот уже месяц летящий из подмосковной Дубны в Улан-Удэ. В Красноярск фестиваль вернётся 21 июля, а пока получить изрядную встряску посредством расторможенного джаз-рока, гипнотического средневекового фолка и непролазного авангарда довелось зрителям Ачинска и Железногорска. 

«МузЭнергоТур» — детище промоутера, журналиста и прекрасного человека Юрия Льноградского, логично выросшее из проводимого им в Дубне музыкального фестиваля «МузЭнерго». Началось всё с идеи отвезти некоторое количество музыкантов на фестиваль «Устуу-Хурээ» — среди вариантов того, как можно было это организовать, победил самый внезапный и фантастический: посадить музыкантов в автобус и поехать в Туву на нём, давая по пути концерты. В этом году «Устуу-Хурээ» печальным образом закрылся, а потребность в безумной музыкальной авантюре осталась — поэтому теперь автобус с музыкантами катит до Улан-Удэ, на проходящий там городской фестиваль «Голос кочевника». Расширилась не только география — в этом году стало больше и остановок, и участников. Не изменился только вольный безрассудный дух самого фестиваля — всё-таки доставлять людям на дом столь безжалостно непохожую ни на что привычное музыку отважатся далеко не все.

Ачинск слушает

В Ачинск музыканты приехали из Кемерово, где на выступление всех проживающих в фестивальном автобусе коллективов ушло примерно шесть часов.

Резонно рассудив, что, в отличие от гостеприимных и подготовленных кемеровчан (в прошлом году концерт длился на два часа больше), впервые принимающие тур ачинцы вряд ли готовы к столь монументальным свершениям, артисты составили чёткий план — пять коллективов, не больше одного гостя в каждом, в финале коллективная импровизация. Открыл выступление французский дуэт Alysma, примечательный сразу двумя вещами — тем, что в его составе есть человек, играющий на причудливом деревянном инструменте никельхарпа (что-то вроде колесной лиры, только со смычком вместо колеса и чуть более нежным звуком), и что зовут этого французского человека «Алёша». Второй участник дуэта, Патрик Рудан, играет на флейте — вдвоём они дают такого протяжного средневекового фолка, с длинными и несколько убаюкивающими композициями.

После такого практически нежного начала швейцарцы из трио KAOS Protokol казались настоящими брутальными монстрами — они играли расторможенный джаз-рок с саксофоном и смешными цифровыми эффектами, мощный, напористый, умеренно виртуозный. После них вышел дуэт гитариста Лео Абрахамса и барабанщика Криса Ваталаро — представляя их, Льноградский отметил, что на каждом концерте эти двое непредсказуемо меняют направление в диапазоне от эмбиентных звуковых зарисовок до напористого шумового панк-рока. Ачинску в этом плане повезло — за каких-то минут двадцать минут Лео и Крис успели пройтись по всем своим возможностям, от прозрачного гитарного эмбиента до дикого нойз-рока. Лео периодически зачитывал в микрофон фразы из русско-английского разговорника — когда посреди особенно шумной импровизации он вдруг произнёс в микрофон «Зачем ты так шумишь?» и «Не надо мучить компьютер!», это отличным образом внесло в герметичный и не очень проницаемый шумовой звук приятную долю юмора.

Продолжился концерт в Ачинке выступлением швейцарского трио Симона Шписса, пожалуй, самого близкого к традиционному джазу коллектива нынешнего «МузЭнергоТура». А финский дуэт саксофониста Йормы Тапио и барабанщика Йанне Туоми тоже начал с джаза, но с джаза абсолютно бескомпромиссного — их выступление открывалось лютой фриджазовой зарисовкой, от которой хотелось едва ли не спрятаться под кресло. Дальше, впрочем, пошло веселей — Йорма взялся за флейту, Йанне достал бубен, и потёк освежающий и дремуче-красивый финский фолк. А вслед за этим каталонец Марк Эжеа, приезжавший и в первый тур, выступил на сцене в новой роли, освоенной в этот заезд — дирижера импровизационного «МузЭнергоБэнда», в составе которого на сцену ачинского городского Дворца культуры вышли едва ли не сразу все участники тура. Вместе они сбацали отличную коллективную импровизацию, одновременно шумную и захватывающую.

Назад за железный занавес

«МузЭнергоТур-2014»: По городам и весямПерспектива выступить в Железногорске иностранных музыкантов весьма радовала — между собой они называли его «секретным» городом и постоянно спрашивали, почему у него оказался вдруг такой статус. Атмосфера чего-то прежде недозволенного действует на всех как будто слегка приободряюще — концерт в закрытом городе проходит ощутимо энергичнее.

Открывающие Абрахамс и Ваталаро нежно опускаются в пучины почти невесомого эмбиента — увидев на сцене рояль, Ваталаро немедленно решил пересесть за него, от чего их выступление сделалось тоньше и драматичнее. Финны Тапио и Туоми врезали авторитарным фри-джазом с беснующимися барабанами аж дважды, а в промежутке опять гипнотизировали лесными фолковыми мотивами. После барабанной какофонии, устроенной Йанне в финальной композиции, средневековый дроун-фолк Alysma кажется взвинченным столь жёсткой музыкой финнов настоящим звуковым бальзамом — в паузе после окончания первой композиции мужской голос из середины зала драматично и вместе с тем облегчением произносит весомое «Ой». Завершавшие первое отделение KAOS Protokol выступили вдруг на порядок мощнее Ачинска — началось всё с абстрактного эмбиента под басовый рокот, продолжилось упругим и клеевым джаз-роком. Две последние композиции (в одной из них за ударные сел испанский барабанщик Васко Трийа) были вовсе монументальными — возможно, на группу так повлияло то, что это было их последнее выступление в туре.

Второе отделение открыло французское Mad Kluster Trio — гости прошлогоднего тура Ален Блесин и Фред Руде (гитара и труба) плюс барабанщик Брюно Токанн. Начали с нежной джазовой импровизации на турецкие мотивы, продолжили более жесткой композицией «Багдад» с чётким и мощным грувом (за него отвечал басист KAOS Protokol Бенедикт Виланд, похожий, кстати, на нечто среднее между Джеффом Аментом из Pearl Jam и Томом Роулэндсом из The Chemical Brothers), а дальше пригласили сразу двух флейтистов (Патрика Рудана из Alysma и Йорму Тапио) и устроили импровизацию, вырулившую в могучую раскатистую композицию, ведомую гитарой Алена.

Испанский дуэт гитариста Анхеля Онталвы и барабанщика Васко Трийа стал, пожалуй, самым крепким орешком концерта — оголтелый и жестокий авангард, состоящий как будто из разрозненных звуков, но сыгранный, тем не менее, с огромным количеством внутреннего напряжения. Васко Трийа — возможно, самый талантливый барабанщик тура; у него феноменальное чувство ритма и масса дополнительных приёмчиков, от набора всевозможных звенелок до трубочки, через которую он дует в барабаны и изменяет тем самым их звучание. Его работа на барабанах была просто феноменальной — а вот партии Онталвы не всегда производили такое впечатление. Он чередовал резкие, разрозненные звуки с низкочастотным гулом и наложенными друг на друга воющими партиями — когда он уходил в долгие звуки, получался величественный гипноз, а когда снова играть отрывисто и резко, внимание тут же ослабевало. За ними вышел Марк Эжеа и устроил шоу для одного человека и колесной лиры — он пел старые каталонские песни, похожие на какой-то горный фолк, притопывал в такт (аранжировка одной из песен состояла из щипков двух струн, притопывания и ритмичных ударов рукой по крышке инструмента), давал что-то вроде техно на колёсной лире и вообще всячески демонстрировал, что и с одним человеком и одним инструментом на сцене может быть невероятно интересно. Ну, а закончилось всё уже ставшей традиционной коллективной импровизацией под управлением всё того же Марка.

Впереди у «МузЭнергоТура» — байкерский фестиваль в «Байкальске», «Голос кочевника» в Улан-Удэ и много, много километров пути. К нам они вернутся через полторы недели — на следующих выходных они выступят на рок-фестивале «Железный феникс» в селе Дзержинское, а 21-го июля дадут концерт в Малом зале Красноярской филармонии. Не пропустите.

Выступает «МузЭнергоТур» в Красноярском крае при поддержке фонда Михаила Прохорова.

Сергей Мезенов,
фото: Алексей Акимов

Рекомендуем почитать