Режиссёр — Мэтт Ривз
В ролях: Джейсон Кларк, Гэри Олдман, Энди Серкис, Коди Смит-МакФи, Кери Рассел, Тоби Кебелл, Джуди Грир
Продолжительность — 130 мин.
Не везёт что-то «Планете обезьян» с русскоязычными подзаголовками — в прошлый раз «Подъём» превратился в «Восстание», в этот раз «Рассвет» в «Революцию». Хотя на практике речь в фильме идёт вовсе не о революции — скорее, о настоящей войне.
За свою почти полувековую историю «Планета обезьян» становилась вместилищем для самых разных трактовок и интонаций, от антиутопического фильма-предупреждения и антивоенной сатиры до экологического моралите. В новом цикле, начатом «Восстанием», авторы решили вернуться к самому истоку конфликта, который в конечном итоге заставит человека и обезьяну полностью поменяться местами (оригинальный фильм 1968-го года — понятная конечная точка этого кинопутешествия). Довольно неожиданным образом в «Восстании» зазвучали вдруг откровенно мизантропические нотки — подход, который «Революция» не только продолжает, но и разворачивает в ещё более широкое и мощное высказывание.
Новый постановщик Мэтт Ривз, режиссёр «Монстро» и «Впусти меня», подхватывает историю через несколько лет после событий предыдущего фильма. Смертельный вирус, недальновидно выпущенный в мир на заключительных титрах «Восстания», выкосил практически всё человечество — обезьяны живут себе в лесах под Сан-Франциско племенным строем, охотятся, строят жилища и формируют свой собственный общественный уклад, важной частью которого является заповедь «Обезьяна не убьёт обезьяну». Вскоре, конечно, выяснится, что далеко не все люди погибли — в лес явятся выжившие из человеческой колонии, обосновавшиеся в руинах Сан-Франциско. Они пытаются починить гидроэлектростанцию, ранее питавшую город — вот только путь к ней лежит через обезьяньи территории.
Продолжая дело «Восстания», «Революция» наследует не только его достижения, но и некоторые недостатки тоже. Фокусируясь в первую очередь на обезьянах, сценарий нового фильма имеет ту же неприятную тенденцию жертвовать ради этого характерами имеющихся здесь людей. Интересно и глубоко проработав параллели между отдельными представителями обеих сторон, сценарий, тем не менее, регулярно уделяет человеческим персонажам меньше внимания — возможно, так и задумано, но эффект всё равно не очень приятный. В остальном же «Планета обезьян: Революция» — чрезвычайно мощное кино; мрачное, увесистое, выполненное на высоченном уровне технического мастерства, не только в плане изображения обезьян, за которое знаменитой новозеландской студии WETA стоит заранее отгрузить самосвалом все профессиональные премии в области спецэффектов, но и в плане режиссёрской техники. Летний блокбастер за кучу денег Ривз снимает так, словно это фильм «Дитя человеческое» — от чего все только выигрывают.
Что же до центрального высказывания, то основное противостояние в «Революции» немножко изменилось. В «Восстании» животное (и абсолютно естественное) стремление обезьян выживать противопоставлялось людской алчности, жестокости и недальновидности, а здесь конфликт становится глубже и разделяет на части обе стороны этой схватки. Это кино не о том, что животные хорошие, а люди плохие — оно о том, что в любом обществе битва прекраснодушных идеалистов с силами энтропии, жаждущими разрушения, кровопролития и войны, всегда обречена на провал, даже если эти индивидуалисты находятся в позиции власти. В вечной актуальности этой мысли довольно легко убедиться, почитав пару новостных заголовков и их дальнейших обсуждений в соцсетях. Хорошее чувство — прийти на очередной голливудский большой фильм со спецэффектами и найти в нём не только мощное переживание, но и отражение сегодняшнего дня. Нечастое.
Вердикт — не до конца прописанное, но всё равно довольно могучее продолжение хорошего перезапуска интересного киносериала