>
>
>
Канский видеофестиваль: кино в аэропорту

Канский видеофестиваль: кино в аэропорту

27.08.2014
0

Канский видеофестиваль: кино в аэропортуВ нескольких километрах от Канска, где уже, кажется, половину своей жизни проводят французские архитекторы, опять сделали инсталляцию — теперь не как отдельную единицу фестиваля, поражающую собственной замкнутостью, а дополнительный источник кино — аэропленку.

Вообще этот аэропорт — натуральный Феникс (именно так его назвали создатели инсталляций), только деревянный: подгоревший несколько лет назад, заброшенный гораздо раньше, он представляет собой двухэтажное здание, увенчанное названием города, окна-дыры, разбросанные доски — рядом холм, вышка, ночные свечения — не то действительно бывшие взлетные полосы, не то просто дороги, визуальный обман. Начали восстанавливать аэропорт в 2011 году французские кураторы и группа архитекторов, с тех пор он успел получить «ток жизненной энергии», крылья, то есть обрести какую-то форму и исторгнуть полученное вовне (в прямом смысле выплюнув деревянные волны из верхних окон). Каждый год элементы прошлых инсталляций демонтируют, но понять это самому невозможно; Феникс, точно обретший собственную телесность, с грустными от темноты глазами, теперь обмотан пленкой и колется горбылем.

Нас привезли почти ночью, когда объекты уже получают дополнительное значение, но еще что-то видно. Рядом со зданием установили старинный проектор, звуковое дребезжание откуда-то с крыши имитировало звук поворачивающейся бобины, на деревянный экран транслировалось что-то похожее на кино. По пути к огромному «волшебному фонарю» вдалеке (дорога — с ямами, прогалинами и влажной травой обведена досками) встречаешь людей в скафандрах—накомарниках — иначе здесь невозможно существовать, заедают защищающие Феникса комары, люди ходят как в замедленном кино и повторяют: не падайте, не падайте. Большой фонарь оказывается огромной, в величину вышки, лампой, как если бы на башню надели стеклянный остов от керосиновой лампы и поймали внутрь мотылька: белый плотный материал скрывает тот факт, что вместо мотылька внутри летает механическая лошадь с крыльями. Если подняться наверх, окажешься на неустойчивой платформе — на входе раздают очки, где вместо стекла — кусок пленки, смотреть через нее на раскинувшуюся под ногами меланхолию особенно приятно. Минут через пятнадцать перестаешь замечать комаров (при условии капюшона, штанов и быстрой реакции), и кажется, что последнюю сотню лет здесь все так и было — какой-то гигант забыл свою лампу, она осталась в большом поле и на нее слетаются насекомые — в общем-то, все мы.

Если подняться на второй этаж аэропорта, по темной лестнице, зацепившись спиной за что-то ужасное, пройти через прикрученные к потолку белые ленты и ленты пленки, заглянуть в комнату с торчащими деревянными иглами, пройти сквозь дверной косяк, в котором еще сохранились остатки двери, но вырезан человеческий силуэт, окажешься на площадке. Там установлен еще один проектор, отправляющий изображение на множество натянутых лет, перекрывающих полгоризонта. На него главный человек всей этой аэропленки эксцентричный Бертран Госселин включает фильмы: самые первые о движении, современные мультики, в том числе серию Тома и Джерри, что-то еще. На этих вертикальных полосках практически ничего не видно, кроме, собственно, движения — каких-то бликов, похожих на дерганья клетки под микроскопом. От громких звуков, ветра, раскачивающего эти небесные экраны, возникает ощущение, что на экран проецируется музыка — струны шевелятся. В какой-то момент, во время мультфильма «Линия», горизонт прорезает еще одна линия — по находящейся за экраном железной дороге проезжает пассажирский поезд с горящими окнами.

По словам девочек-архитекторов, они сами не знают, что будет в следующий раз, после ночей появляются новые мысли и все меняется — так что показы предсказать невозможно. Мифическое «приведение пленки в движение» — а это про ту пленку, которая деревянным штрихованным мостом соединяет здание и землю, манит приехать снова. Показы будут еще 28, 29 августа, бесплатный автобус отходит в 21.00 от ГДК. Берите средство от насекомых, иначе — смерть.

Автор фото и текста Олеся Позднякова

Канск-2014: фестивальные будни
Программа Международного Канского видеофестиваля
Гид по арт-объектам Канского видеофестиваля

Рекомендуем почитать