В последние дни игроки рынка нефтепродуктов в Красноярске несколько раз заявили о том, что город и край в скором времени могут оказаться в непростой ситуации: стоимость бензина резко вырастет, а его общие объемы в рознице сократятся. Рассказали они и о причинах такого кризиса — они, по русской традиции, не имеют ничего общего с законами экономики. Почем же будет бензин?
Стоит ли нынешним студентам экономических факультетов продолжать учебу, если вся теория, написанная в книгах, распадается на глазах в виде российской действительности? С января топливо в опте подорожало на 30 %, в рознице — на 10 %, а нефть и вовсе подешевела. Кто сможет объяснить схему, автоматом «пять».
«Пятерку» уже заслужил Роман Гольдман, владелец заправок «Сангилен+». Он-то точно знает, что пусть нефть упадет до 50 долларов за баррель, это ничего не изменит. Потому что в стране ремонтируют нефтеперерабатывающие заводы. А значит, объемы производства резко сократились.
— Дело в том, что цена бензина в Красноярске сегодня не настоящая. Реальная стоимость выше на три рубля. Коммерсанты поднять цены не могут, пока их не подняли «Газпром» и «КНП», но однажды наши финансовые ресурсы закончатся и мы просто закроем колонки. Тогда «Газпром» и «КНП» не смогут обеспечить всех. Бензин даже за большие деньги уже купить невозможно, потому что количество бензина в стране сокращается резко — пять заводов встали на ремонт, — обрисовал ситуацию Гольдман.
Понятно дело, что пока государственные гиганты «Роснефть», «Газпромнефть» и краевая «КНП» терпят, частники, которые не могут похвастаться разветвленной сетью и высокими покровителями, начинают бить в колокола. Конкретные цифры приводит организатор «Союза владельцев независимых АЗС» Михаил Кичайкин. По его словам, бензин марки «Регуляр-92» на бирже с учетом транспортных расходов стоит сейчас около 41 тыс. рублей за тонну (в литрах — это около 30,75 рублей). В январе же цены были на уровне 30-32 тысяч рублей.
— Компании «Роснефть» и «Газпромнефть» принадлежат государству, «Красноярскнефтепродукт» — краевая собственность. Частные АЗС ставятся в заведомо проигрышное положение. В результате они вынуждены или нести убытки, или продавать бензин по более высоким ценам, или даже «заматывать» свои АЗС, — прокомментировал журналистам ситуацию Кичайкин. — В перспективе это может привести к уходу с рынка независимых игроков и увеличению доли вертикально интегрированных нефтяных компаний. Для потребителя это плохо тем, что в период стабильных оптовых цен именно частные АЗС сдерживают рост цен, продавая бензин дешевле монополий.
Так или иначе, в Красноярске и крае сейчас ждут нового повышения стоимости топлива. Объяснять ее можно по разному и, скорее всего, все причины будут актуальны. Во-первых, осень, уборочные работы на полях и традиционное подорожание. Во-вторых, заводы, вставшие на ремонт. Только здесь работают простейшие законы экономики: если предложение идет вниз, то цена — вверх.
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша обвиняет в дефиците крупнейшие нефтяные компании, которые специально не повышают объемы производства бензина, так как это приведет к невыгодному им падению цены: «Роснефть» за первое полугодие 2014 года от продажи нефтепродуктов собственного производства на внутренний рынок получила выручку 382,7 млрд рублей, что на 79,9% больше аналогичного периода 2013 года. Это произошло в том числе «вследствие роста средних цен реализации на внутреннем рынке», говорится в документах компании. Та же история и с «Газпромнефтью».
И получается, что закон сообщающихся сосудов никто не отменял даже в нефтяной сфере. Если где-то убыло (в карманах автовладельцев), то где-то прибыло (в бюджетах крупных федеральных нефтяных компаний). Если одним плохо, то другим обязательно будет хорошо.