Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Бивень»

Фильм: «Бивень»

15.10.2014
18

Tusk, США, 2014
Режиссёр — Кевин Смит
В ролях: Джастин Лонг, Майкл Паркс, Хэйли Джоэл Осмент, Дженезис Родригес, засекреченная голливудская суперзвезда в секретной роли из третьего акта

Продолжительность — 102 мин.

Хоррор про (насильственное) превращение человека в моржа, выполненный автором «Клерков» Кевином Смитом — неожиданное, мягко говоря, предложение. Впрочем, «Бивень» специально так устроен, чтобы вызывать именно такую реакцию — да, здесь можно увидеть много незабываемых вещей, но не факт, что это будут те незабываемые вещи, которые хоть кто-нибудь мечтал увидеть.

Хотя для Смита это уже второе подряд упражнение в хорроре (до этого был фильм «Красный штат», тоже, если разобраться, довольно диковинное произведение), всё же мало что в его предыдущей карьере намекало на возможность подобного развития событий — взрывающиеся головы в «Догме» не в счёт. Просто типичная режиссёрская манера Смита, расслабленно-ленивая, опирающаяся на бесконечные будто бы будничные диалоги, построена на полной противоположности всем тем штукам, что критически важны для хоррора — неумолимо сгущающейся атмосфере, филигранно выстроенному ритму, размеченному ударными особенно страшными моментами. Ни того, ни другого в фильмах Смита отродясь не водилось, и в «Бивне» как по мановению волшебной палочки тоже вдруг не возникло — безумную живодёрскую историю Смит раскручивает как гротескный людоедский анекдот, постоянно сбиваясь на довольно дурацкое хихиканье.

Анекдот этот, отметим, довольно смешной, особенно если рассматривать его как историю о схождении дурака во внезапный провинциальный ад в наказание за собственную агрессивную тупость. Но Смиту слишком уж не сидится на месте для того, чтобы внятно рассказать от начала до конца одну простую историю. Ему всё время хочется воткнуть ещё побольше придуманных им смешных штук, и «Бивень» в результате, как плохо сшитый кадавр из разрозненных частей тела, разъезжается на куски при первых же попытках самостоятельных шагов.

История дурака-радиоведущего, попавшего в лапы старика-психопата с сомнительными хирургическими увлечениями, всё время прерывается параллельной историей его поисков его девушкой и коллегой по передаче, и потому попросту не успевает установить отчётливую причинно-следственную связь в превращении самодовольного мудака в отчаянного борца за жизнь в самых немыслимых обстоятельствах. В сюжет же о поисках, наоборот, натолкано отчаянно много лишнего — непонятно зачем нужная цветистая сложность романтических взаимоотношений героя, его девушки и его коллеги, например. А третьеактовый выход законспирированной голливудской суперзвезды в роли эксцентричного канадского инспектора окончательно превращает «Бивня» в довольно захватывающую, но всё-таки клоунаду (типичная, кстати, проблема большинства фильмов данной суперзвезды последних лет десяти).

В «Бивне» хватает хороших и по-настоящему смешных сцен (особенно контакты американца Джастина Лонга с канадцами, на границе или в придорожном супермаркете), и Смит заслуживает всяческого уважения за смелость зайти настолько далеко в живописании физиологических подробностей происходящей в фильме трансформации. Но в конечном итоге «Бивень» не столько страшен, сколько неприятен (слабонервным не стоит смотреть на полный желудок, да и, впрочем, вообще ни в каком виде не стоит) — и цельной истории, несмотря на временами дельный юмор и уверенное живодёрство, из него не складывается.

Вердикт — кровавая хохма от Кевина Смита — смешно будет, страшно не очень

Рекомендуем почитать