На днях жюри премии Кандинского огласило шорт-лист номинантов 2014 года, в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» есть книга Виктора Мизиано «Пять лекций о кураторстве», которая, как ни удивительно говорить это в отношении научных текстов — быстро стала популярной. Отличный повод рассказать о ней.
Виктор Мизиано — теоретик современного искусства, куратор, трижды ответственный за российский павильон на Венецианской биеннале — в 1995, 2003, 2005 годах. Это разбавляет рассказ — он приводит примеры, в том числе, собственных выставок и проектов, хотя изначально опирается на канонические («Когда отношения становятся формой» Харальда Зеемана, «Июль август сентябрь 1969» Сета Сигелауба, «Музей современного искусства. Отдел орлов» Марселя Бротарса), и в итоге оказывается, что фактически, кураторство можно рассматривать без визуальных иллюстраций — как мир чистых идей. Конечно, в идеале кураторство, как процесс, осознается в процессе постижения выставки, но Мизиано хватает сил вполне серьезно уловить основы понятия и доказать свои мысли умозрительно: как он говорит в самом начале, главный инструмент работы куратора — язык, и в общем, как настоящий куратор, доказывает это своими словами. Они, в принципе, достаточно очевидны, если вдуматься: например, куратор — это человек, заботящийся о художнике и активно участвующий в процессе создания произведения; или вот еще — куратору, ограниченному институцией (музеем), достаточно посмотреть каталоги и выбрать работы, а куратор свободный проводит смотры и находит что-то в непосредственной от себя близости (при условии перемещений). Примерно этому посвящена вся первая лекция — отделению кураторов от другого мира; во второй Мизиано встраивает их в систему искусства.
Дальше, в «Грамматике выставки», идет четкий разбор жанров, где, например, доказывается, что не только вполне очевидные кураторские вещи (биеннале-триеннале) могут быть отнесены к «нематериальному производству», но и «историко-художественные» выставки, называемые академическими, основанные на научных исследованиях, или «тематические» выставки, продолжающие какие-то общественные проблемы. Или, что, по-моему, вообще интересно — «репрезентационные» выставки, представляющие искусство какого-то региона, поколения, вида или жанра: именно такие наиболее часто встречаются в нашем городе, и они фактически не проницаемы для анализа с точки зрения кураторства — Мизиано «оправдывает» их критерием новизны, то есть кураторы в этом случае открывают или переоткрывают авторов — их работы «впускаются» в поле искусства, и музеи выступают как гаранты качества.
Адресованная не только обычным зрителям, но и художникам (Мизиано постоянно подчеркивает, что куратор — друг, товарищ и брат, и нужно двусторонне привыкать друг к другу), книга, кажется, рассчитана даже на самых далеких от искусства людей — держащая в тонусе сознание — факты, фамилии, постоянная апелляция к различным социологическим теориям — она, тем не менее, не создает ощущения претенциозности или надменности. Истины, о которых и не подозревал, преподносятся как открытия, но всегда есть возможность их дополнить: например, выводы не всегда напрашиваются сами собой, но отдельные куски легко приложить на собственный город («Быстровка» все-таки удивительно своевременный проект, жаль не докрученный до ума), и в какой-то момент складывается ощущение, что внутренности махины современного искусства разобраны и обстоятельства кураторства разъяснены. Первая на русском языке попытка теоретического описания кураторской практики в любом случае стоит внимания — здесь не только попытка понять какие-то общие механизмы, но и отличия российского опыта от мирового (четвертая лекция) и попытка встраивания его в контекст.
Тексты появились как цикл лекций в Институте УНИК, сохраняют устную живость, дополнены «соавторством» с аудиторией и потому легки. Но, в принципе, есть и видео:
Алексей Мартинс: «Настоящее искусство должно бить и уничтожать»