Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Дорогая редакция. Подлинная история „Ленты.ру“, рассказанная ее создателями»

«Дорогая редакция. Подлинная история „Ленты.ру“, рассказанная ее создателями»

28.10.2014
1

«Интернет-СМИ — не та отрасль, чтобы её кухня интересовала широкую публику
«Но кто же знал, что финал будет таким громким»»

   

«Дорогая редакция. Подлинная история „Ленты.ру“, рассказанная ее создателями»Действительно — никто не знал, даром что поговорка о том, что ничто хорошее не длится вечно, всегда воспринимается людьми как дурное кликушество. В марте нынешнего года в России прекратило существование фактически единственное на тот момент неподцензурное СМИ — Lenta.Ru, незадолго до этого выбравшаяся в Рунете на первые позиции по цитируемости и посещаемости. Отставка Галины Тимченко с поста главного редактора и последующий массовый исход и разброд ленточных сотрудников по городам и весям, спровоцировав форменную истерику в социальных сетях, стали настоящей трагедией для российской журналистики как явления: оказалось, что влиять на информационную картину, но не заниматься (хотя бы чуточку) госпропагандой в нашей стране не позволяется. Впрочем, впереди были аншлюс Крыма и события на юго-востоке Украины, когда информация без идеологии никому, в сущности, и не требовалась.

Поэтому странно, если бы обо всем этом — не только о крахе, но и собственно о долгой дороге в дюнах — не появилось книги, тем паче учитывая возросший читательский интерес к так называемым историям успеха, который снискали проекты, не связанные с добывающей промышленностью; вероятно, единственная область, где ещё может черпать энтузиазм российский средний класс. «Дорогая редакция» — это сборник историй от сотрудников «Ленты» разных лет, начиная с основателя Антона Носика и завершая, естественно, Тимченко; своих сменщиков (назвавшихся, в пику происходящему, «вежливой редакцией») здесь брезгливо именуют варварами и преемниками не считают. Истории разные, очень неровные как по стилистике, так и по содержанию. Кто-то подвизается в роли избирательного хроникёра (созданная Фондом эффективной политики Глеба Павловского на заемные средства ЮКОСа, да в тяжелые для ельцинской команды времена, лишь потом перешедшая в собственность «Рамблера» «Лента» могла бы поведать очень многое, но, конечно, о многом умалчивает). Кто-то травит производственные байки вроде того, почему в редакции долгое время существовала незаменимая должность «девочки-дебила» или как сочинялись и раскручивались прославившие ресурс аккаунты в социальных сетях («вся эта *** [ерунда] с опиньенмейкерами и прочий комьюнити-менеджмент нам не подходили»). Кто-то делится профессиональными секретами, а иной просто, но красочно изливает душу.

Бойцы ленточной редакции «платинового», по выражению Ивана Колпакова, периода (после событий декабря 2011 года и перезапуска сайта в новом дизайне в январе 2013 года) пишут о своем прежнем месте работы нежно и с упоением, ничтоже сумняшеся называют почившую «Ленту» «последним великим русским изданием», очевидно перегибают с патетикой, которую Олег Кашин, например, вовсе счел проявлением нарциссизма. Старая гвардия ведет себя сдержаннее и с явным удовольствием рассказывает о проделанной работе: как выстраивали и отлаживали новостной конвейер, как преодолевали репутацию агрегатора и «мусоросборника», как случилось, что «несерьезная» ленточная журналистика в итоге оказала огромное влияние на стандарты современных медиа. Умный выбор и ранжирование информационных поводов при качественной подаче, девиз «мы работаем на читателя, а не на хозяина», неангажированные спецкоры: кажется, все так очевидно, но отчего-то феноменом стала именно «Лента», а не кто-то другой.

Отчего — внятного, не сведенного к общепонятным максимам ответа на этот вопрос не будет: все-таки «Дорогая редакция» — скорее панегирик, нежели руководство по эксплуатации, в отличие, например, от недавней книги о «Яндексе». По этой же причине, несмотря на раскрепощенный и бодрый настрой, книга не является мотивирующей, она расстраивает и удручает, а не вдохновляет — этакие томные разговоры о покойнике на поминках. И Тимченко добивает: хорошо, что история закончилась на взлете, что не пришлось решать, публиковать или нет репортажи из Украины, замалчивать какие-то события или нет, искажать информационную картину в угоду политике и бизнесу, врать читателям. Хорошо, что Александра Сергеевича застрелил Дантес, иначе бы он точно сдулся, как бы резюмирует она. 

АСТ, 2014 — 340 стр.
фото на главной: shadrapa.livejournal.com

Кроме «Дорогой редакции», на сайте ЛитРес вас ждут еще 750 000 книг

Рекомендуем почитать