Выставки КРЯКК в этом году под общим названием «Игра в города» представляют собой нечто невообразимое — если зрителям и удается играть в города, то эти города хаотичные, порой слишком современные и настолько лишенные какой-либо топографии (в общем, как все типично русские города), что разобраться в них можно только будучи ребенком или обнявши гид в буклете.
Понятие «игра» включает в себя несколько характеристик, одна из которых — четкие правила, известные обеим сторонам. Главное правило в экспозиционной программе этого года — смотреть все одновременно. Типичный пример подобного освоения экспонатов — инсталляция, изначально требующая, чтобы ее трогали, встречающаяся сразу на входе в «Атриум» (Павильон № 5, слева) — это «Игровое поле» Флориана Графа: большая шахматная доска, на которой вместо фигур расставлены черные и белые (что важно — одинаковые) стулья. Художник, предваряя ярмарку, говорил что-то о демократии на сцене, о возможности выбора, когда люди в команде должны будут решить, кто из них кто, разделить власть и упорядочить друг друга. В итоге же все выглядит примерно так: доска пустая, к концу дня стулья расставлены хаотично, на них просто сидят, пережидая, отдыхая, играя (тоже по-своему выбор). Или другой пример тут же в «Атриуме» — иллюстрации развешаны так, что смотреть их неудобно, приходится продираться сквозь сидящих людей, которые слушают чью-то лекцию.
В это же время «Клуб КРЯКК» зрительно выглядит пустым, хотя там есть удивительные фотографии Сергея Прокудина-Горского (из Библиотеки конгресса США), созданные в период с 1903 по 1916 годы — фактически это первые цветные фотографии удаленных уголков страны. Там же есть проекты по улучшению городов (только задуманные или уже исполненные), подготовленные кураторами из стран Скандинавии и Балтии. Тут же — потрясающие своей зрительной пустотой и эмоциональной насыщенностью фотографии Норильска, сделанные Александром Гронским — это полярный день в ночные часы, показывающий оголенность города. Все это по отдельности действительно здорово, но как у нас обычно бывает, вместе смотрится безумно — рядом со сделанными из подручных материалов поделками, комиксами и детским лабиринтом из картона, выглядящим настоящим сумасшествием (постарайтесь попасть внутрь и пожалеть, что уже не дети).
Как бы там ни было — главное, не пропустите:
Аудио-инсталляция «Закрой дверь!» (Эрвин Штахе). Улица.
На улице перед входом в МВДЦ Сибирь установили три косяка с дверями, через которые проходить не обязательно, но просто пройти мимо невозможно — они призывают заунывными, почти полярными звуками, звенят колокольчиками, шуршат, когда открываешь и закрываешь дверь. В снегопаде их скрип кажется действительно звуками улицы — трением по поверхности «пола», попавшим между косяком и дверью ветром, скрипом ручки под рукой. Дверь не обязательно закрывать за собой — и здесь «город, в котором можно» — это город, в котором даже через закрытые двери все видно. Это такое ритуальное действие по вхождению внутрь, мифологизирующее всю ярмарку. Хотя по сути — всего лишь три двери, идем дальше.
Выставка «Логотипы городов» (Московская международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела». Номинация «Территориальный брендинг». Кураторы: Сергей Серов, Елена Мадиевская). Фойе.
Биеннале «Золотая пчела» проводится с 1992 года, и собирает в экспозициях лучшие достижения в области графического дизайна — очень крутое самоописание есть на сайте: «Пчела летает, где хочет, и из самых невзрачных цветков добывает медоносный нектар. Так и „Золотая пчела“ уже больше двадцати лет летает поверх любых барьеров и собирает мед лучших работ трудолюбивых дизайнеров-графиков, которые способны извлекать красоту из самых обыденных предметов, творчески преображая нашу жизнь». На ярмарке — несколько десятков плакатов с логотипами городов — в последнее время все больше набирающее популярность движение, известное во многом благодаря Артемию Лебедеву. К слову, его «П» (Пермь) тоже есть среди других — все-таки как это просто и гениально. Есть и другие интересные — там можно увидеть арбузную дольку, вязаное подобие шишки, национальные узоры; не смею портить впечатление, это нужно увидеть.
Хайде Ардалан. Выставка плакатов. «Атриум» (фактически между «Атриумом» и павильоном № 2).
Швейцарская художница может быть известна российскому читателю по детским книгам про черно-белого кота Мильтона. На ярмарке представлена серией плакатов, созданных для Театра юного зрителя: эти несколько работ — невероятная фантазия. В них сочетается живопись, коллаж, графика, птицы падают, цветы буйно растут, спички горят, на них слетаются насекомые, а хитрая лиса с огромных двухцветным хвостом тащит в руках и на шее рыбу. Тот случай, когда сделанные вроде бы для детского восприятия, работы оказываются по-взрослому сюрреалистичными и проработанными: такой трепет к деталям разных существ (корабль на ножках, например) просто поражает.
Ярмарка проводится Фондом Михаила Прохорова.