Истории о «поуехавших» в другие страны красноярцах вызвали немалый ажиотаж среди наших читателей. Принято считать, что многие россияне мечтают поскорее «свалить» в поисках лучшей доли, а иностранцы, наоборот, ни за что не поедут жить в суровую Сибирь. Но это не совсем так. Знакомьтесь — Синан Топрак из Турции, директор магазина Mondial в Красноярске.
Что стало главной причиной переезда в Красноярск? Трудно ли было решиться?
Я родился в Турции, и в 18 лет впервые приехал в Россию, учиться в Казанском педагогическом университете. Решение переехать было связано с тем, что в Турции я изучал английский язык, и хотел вместе с этим овладеть и вторым иностранным — вот и выбрал русский. И пять лет (с 1993 по 1997 годы) учился на факультете иностранных языков Казанского педуниверситета. После этого уехал обратно в Турцию. Работал преподавателем английского языка, переводчиком. И в 2005 году снова приехал в Россию, уже по направлению от Mondial. С руководством этой фирмы я познакомился еще в Казани в 90-х, и с тех пор мы постоянно общались. Они пригласили меня посотрудничать, и таким образом в Казани я проработал несколько лет. В 2008 впервые посетил Красноярск, познакомился с городом. В то время я хорошо поездил по Сибири — был в Иркутске, Новосибирске, Томске, Кемерово. В декабре 2008 года мы открыли магазин в Красноярске, с тех пор я работаю и живу здесь.
Почему именно Красноярск?
Мне давно был интересен Красноярск. Когда я еще работал в Казани, мы хотели расширяться и открывать новые магазины в Сибири. Объездив в 2008 году все крупные сибирские города, я сам выбрал Красноярск — по совокупности факторов он оказался самым привлекательным для бизнеса Mondial. Число жителей, климат, конкуренция, уровень доходов — все эти показатели меня устроили, поэтому первый магазин в Сибири открылся в Красноярске. Кстати, в декабре этого года открывается магазин в Новосибирске — до сих пор в этом городе не было нашего представительства.
Чего боялись больше всего, когда принимали решение о переезде? Оправдались ли опасения?
Больше всего боялся, конечно, холода. И не зря — сначала было очень тяжело, особенно, когда в первые годы моего пребывания в Красноярске стояли морозы под сорок. В Казани такого не было, холода были редкостью. Но в последние годы зимы стали теплее, мне это очень нравится.
И если говорить в целом — о своём выборе я не жалею, мне Красноярск очень нравится, и что забавно — номер региона на здешних автомобильных номерах — 24 — совпадает с номером региона в Турции, где я вырос. Я посчитал это хорошим знаком, и 6 лет показали, что я не ошибся. И дело не только в бизнесе, но и в культуре, и самих людях.
Самые большие различия между Красноярском и вашим родным городом?
Я пожил в нескольких городах России, и мне проще сравнивать страны. Впервые я побывал в России в 1993 году, и с тех пор в стране изменилось очень многое. Сейчас даже трудно себе представить, что тогда нельзя было купить нормальной питьевой воды, приходилось покупать «фанту» ящиками и пить её. Нельзя было купить оливки — а турки их очень любят есть на завтрак, это очень распространенная еда. Я полгода страдал без них, очень скучал (смеётся). Даже сахар был по талонам, вообще с продуктами и товарами первой необходимости была проблема. А у нас, студентов, тогда талонов не было, выкручивались как могли. Долго не мог есть черный хлеб, потом привык. В 95-м в Казани открылись первые турецкие пекарни — как мы тогда радовались, всей квартирой (я жил с другими студентами) закупались родными бубликами и булками.
Очень помогало русское гостеприимство — я до сих пор помню всех тогдашних друзей и приятелей, которые встречали, кормили, звали нас в гости. Это очень важно и я признателен всем русским за такое теплое отношение.
Языка мы тогда еще не знали, проще было общаться на татарском — он похож на турецкий, и я быстро выучил его. Однажды даже переводил для стариков, приехавших в Казань из глубинки и не знавших русского — в магазинах и больницах помогал им. Наверное, на всю жизнь это запомню.
И то время, когда перестройка только-только закончилась, социализм уходил в прошлое, а на смену ему приходило всё новое — оно нам очень нравилось. А когда я в 2005 году во второй раз вернулся в Россию — она уже была совсем другой, западной страной практически. Найти можно было всё, что угодно, более того — я увидел товары, которых не было даже в Турции. Жить стало проще, доступнее.
Любят ли красноярцы иностранцев? Сталкивались ли с проявлениями межнациональной нетерпимости?
Очень тонкий вопрос, попробую ответить. Мне кажется, красноярцы любят иностранцев. Случается, что имидж иностранцам иногда портят «гости» из других стран. Но лично я не встречался со сложностями такого рода, с проявлениями расизма. Когда говорю, откуда я — людям это нравится.
Был случай, когда я только приехал в Красноярск и захотел получить местную прописку. Отправили меня сдавать анализы. В одной больнице меня не приняли — нет прописки, мол. Но я говорю — «Поэтому я и здесь!». Пришлось идти к главному врачу, он всё сразу понял и наругал медсестру за такое отношение. Она потом в сердцах бросила мне: «Ну и не приезжали бы сюда — проблем бы не было!». Я так расстроился, говорю: «Девушка, поймите, я же сейчас открою бизнес, появятся рабочие места, ну и привезу красивые шубы для вас, что же тут плохого?».
Но, с другой стороны, я ее понимаю, ведь сюда приезжают не только бизнесмены, но и много кто еще.
Трудно ли было найти жилье в Красноярске? Устраивают ли бытовые условия и арендная плата?
Пока жил и собирался к переезду в Красноярск, то пробовал искать жилье на сайтах недвижимости. А там везде указано — «только для русских!». Я очень переживал — какой я выбрал город, такой закрытый, что же делать! Но потом все устроилось хорошо, жилье нашел и переехал сюда уже с семьёй.
Самая большая проблема на новом месте? К чему до сих пор не смогли привыкнуть?
Очень не нравятся пробки. Хороших дорог мало, а машин всё больше. Еще напрягают перепады погоды — сегодня −20° С, а завтра уже 0° С, я не привык до сих пор к такому. Из-за этого скачет давление.
Покидая родную страну, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
Уезжал с семьей, поэтому пришлось полностью менять образ жизни. Прощался не только с городом, но и с привычками, друзьями, родными, вообще всем.
Вдвойне тяжело было моей жене — она совсем не знала русского языка. Да и я после 7 лет, проведенных в Турции, почти забыл русский, пришлось быстро наверстывать всё. Зато теперь я уже сильно привык к Красноярску — он стал мне почти родным. В Турции больше двух недель провожу — тянет назад, в Сибирь. Но сейчас моя семья вернулась в Турцию — дочь пошла там в школу.
Экономика вашей жизни в Красноярске: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты. Стало легче жить в плане денег?
В Сибири очень дорогие фрукты, при этом они не самого лучшего качества. Но Красноярску еще повезло, например, в Иркутске с этим дело обстоит еще хуже.
Бензин, здесь, конечно, дешевле, чем в Турции, примерно в три раза. Из-за этого здесь объём двигателя не так влияет на выбор авто, у нас на это обращают больше внимания, много малолитражных авто и машин на газовом топливе. Сейчас большую популярность получают электромобили.
Аренда жилья здесь обходится дороже, чем в Турции. Снять квартиру в Красноярске стоит примерно столько же, сколько и в Стамбуле — столице Турции, крупном туристическом городе.
Сколько вы уже живете в Красноярске? Мечтаете вернуться на родину?
Все мои планы связаны с Россией, я уже привык здесь жить и мне это нравится. Если по работе придется переехать — хотел бы все равно остаться в этой стране, пусть и в другом городе.
Какой бы Вы дали совет иностранцам, собирающимся переехать жить в Сибирь?
Всё связано с отношением к новому месту жительства. Если ты искренне любишь и уважаешь место, где ты сейчас живешь — у тебя всё получится и сбудется. И погода, и люди, и город, и культура — это всё откроется и понравится тебе, если ты проявишь любовь и уважение. А если ты настроен изначально плохо — то захочется сбежать даже из самых райских мест.
Синан Топрак специально для интернет-газеты Newslab.ru
«Понаехавшие»: Из Франции — в Красноярск
«Понаехавшие»: Из Италии — в Красноярск