Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Спасение»

Фильм: «Спасение»

17.11.2014
1

The Salvation, Дания/Великобритания/ЮАР, 2014
Режиссёр — Кристиан Левринг
В ролях: Мас Миккельзен, Ева Грин, Джеффри Дин Морган, Джонатан Прайс, Микаэль Персбрандт, Даглас Хеншолл, Эрик Кантона

Продолжительность — 92 мин.

Датско-британский вестерн, снятый в Южной Африке — и такие птицы долетают до нашего сибирского проката. «Спасение» при этом — не то чтобы прямо экзотика; это попытка поместить в довольно традиционный вестерн не совсем традиционного героя, не очень удачно придуманная, но довольно интересно реализованная.

Впрочем, положа руку на сердце — помимо немного необычного бэкграунда (датский солдат, бежавший в Америку после поражения Дании в Австро-прусско-датской войне 1864 года) более ничего непривычного в герое «Спасения» нет. Немногословный суровый мужик, который, потеряв из-за бандитов всё, что ему было дорого в жизни, упрямо идёт против них с ружбайкой, даже когда все остальные боятся — всё-таки герой абсолютно стандартный.

С точки зрения сценария «Спасение» вообще напоминает такой мэш-ап всех самых распространённых мотивов жанра. Месть за погибшую семью, опасная банда, держащая весь город в страхе, герой-одиночка, выступающий против банды даже при полном отсутствии поддержки со стороны городка, безжалостный большой бизнес с деньгами, стоящий за бандой, понемногу выдавливающей местных с будущих ценных земель — в девяноста двух минутах фильма есть всё это сразу. Мэр-гробовщик, священник-шериф, полковник разбитой армии южан, превратившийся в продажную гниду и жестокого убийцу, немая, потерявшая язык при нападении индейцев — вроде бы неплохая галерея вроде бы интересных персонажей, да. Но «Спасение» так толком и не придумывает никому из них каких-то интересных или неожиданных занятий, будто бы наивно полагая, что если оживить в своей истории сразу все архетипы жанра, то и история тогда сама собой получится такой же классной, как было раньше.

Увы — то, что видится авторам благородным минимализмом, на деле оказывается упрощением. Правда, режиссёр Левринг, к счастью для всех нас, вовсе не видит в этом повода перестать стараться. Когда заканчиваются сюжетные повороты, и дело доходит до чистого бессловесного действия, «Спасение» смотрится почти грандиозно. Левринг обставляет экшен терпеливо, неспешно, смакуя каждую деталь — как скрипят сапоги по доскам пола, как вставляется патрон в винчестер, как сквозь простреленную крышу капает керосин. Время в фильме по де-пальмовски растягивается, каждый план и каждый жест становятся жизненно важными — минимум три сцены (безнадёжная пешая погоня за удаляющимся дилижансом, отбытие поезда и финальная перестрелка) выполнены так, что сердце почти останавливается; что, с одной стороны, очень здорово, а с другой, лишний раз подчёркивает, что многое другое в «Спасении» выполнено не совсем так же. В результате этого неравного боя постановщика со сценаристом побеждает всё же первый — смотреть «Спасение» интересно, но от постоянного ощущения, что здесь могло бы быть отличное кино вместо местами неплохо сделанного, избавиться всё же не выйдет.

Вердикт — хорошо поставленный по плохому сценарию традиционалистский вестерн

Рекомендуем почитать