У издательства Ad Marginem Press (совместно с фондом RDI Culture) вышла серия книг «Имена» — известные русские критики пишут о русских художниках — выглядит каждая как небольшое эссе, сначала на русском, затем на английском, между ними — блок иллюстраций с работами художников. Никаких сложных биографических измышлений, заявленные темы расшифровывают суть художественных путей.
Эссе про Дмитрия Пригова написала Екатерина Деготь: это такая квинтэссенция множества тем художника, произведения которого лучше знать заранее (все это уже так или иначе проанализировано, в том числе самим Приговым), но тот факт, что художник оказался в линейке — еще один жест его популяризации.
У Бориса Гройса две книги, первая про Казимира Малевича с постраничными доказательствами (очередными и внеочередными), что «Черный квадрат» — искусство, но все так очевидно, что кажется — опять никто не поверит. Второй его текст — про Александра Дейнеку — читается как нечто вырванное, совершенно отвлеченное от художника — вместо того, чтобы вести речь непосредственно о нем, Гройс пускается в перечисление околодейнековских историй, конечно, связанных и, конечно, отталкивающихся от его идей, но находящихся в каком-то пограничном состоянии полезности. То есть социальный и культурный срезы имеют решающее значение в построении текста, а Дейнека дается в нескольких словах: тела в его произведениях не должны вызывать эротическую реакцию, идеальные пропорции достигаются путем совершенствования, а повторяемая однотипная телесность способна заменить собой вечность и стать бессмертной в своей повторяемости.
Еще один текст — про Владимира Архипова (Виктор Мизиано), художника, который собирает сделанные кустарным образом вещи, делает к ним подписи и показывает. Мизиано пытается объяснить, почему это даже лучше, чем реди-мейд: каждый человек может сделать нечто особенное, и даже музей не нужен, чтобы вещь оказалась искусством. Когда читаешь про Владислава Мамышева-Монро (Екатерина Деготь), все встает на свои места — замечательный текст, самый, пожалуй, личный, даже написанный от «я». Это такое нарастающее познание, с примесью биографии, но со стихийной рассужденческой линией, неприкрытым личным восприятием, которое становится тотальным. В такие моменты кажется, что критик гораздо важнее художника.
Вообще пересказывать такие вещи — занятие само по себе ужасающее (каждая книга маленького формата страниц по 60 вместе с иллюстрациями и переводом). Интересен здесь не только выбор художников и их мироощущение, но и другая сторона — весь свет критики сходится, чтобы в потоке рассуждений выдать одни и те же примеры теорий: появляется Бойс с девизом «все люди — художники», в разных ассоциативных рядах появляется Кабаков, а когда в тексте появляется карнавал Михаила Бахтина, оказывается, что набор вспомогательных искусствоведческих догм довольно ограничен. Тем интереснее находить им применение — карманные книги о современное искусстве — это, конечно, отличная идея.
Также в этой серии вышли книги: Екатерины Деготь о Андрее Монастырском, Виктора Тупицына о Бульдозерной выставке, Владимира Левашова о Викторе Попкове, Маргариты Тупицыной о Эрике Булатове — остается ждать, когда появятся в книжных.