Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Андрей Бойцов: «Импортозамещение — это уже вопрос выживания нации»

Андрей Бойцов: «Импортозамещение — это уже вопрос выживания нации»

24.11.2014
9

В середине декабря в Красноярске состоится Всероссийская конференция по импортозамещению. Судя по новостям, из бюджета страны выделяют огромные деньги на замещение импортных товаров отечественными. Но результат пока мало кто видит. Есть ли здесь реальный шанс для экономики? Об этом Newslab.ru поговорил с Андрем Бойцовым, замдиректора Института стратегического управления социальными системами.

Андрей БойцовАндрей Александрович, так что же такое импортозамещение — информационный тренд или реальный шанс для нашей экономики?

Импортозамещение не просто тренд, это одна из перспективных стратегий развития российских компаний. Очень понятный и, одновременно, очень сложный путь развития.

Если подойти с классической точки зрения, стратегий импортозамещения всего три: молниеносная замена, среднесрочное замещение и долгосрочное вытеснение. Первую стратегию — быстрое замещение товаров — государство предложило бизнесу и само же фактически реализовало в продовольственном секторе. Остальные «забуксовали», потому что предлагаемый механизм импортозамещения очень непрост. Чтобы воспользоваться шансом, надо и в тонкостях госуправления разбираться, и команду иметь, способную быстро и правильно действовать.

Если идет, как Вы сказали «пробуксовка», то насколько политика импортозамещения обоснована экономически? Не является ли это просто очередным лозунгом?

Вы верно заметили — «политика» импортозамещения. Запад своими санкциями втянул промышленность России в экономическую войну. Импортозамещение — сильный ответ нашего правительства враждебным нападкам и, одновременно, реальный шанс для реального сектора экономики. Если, конечно, не ждать, что все произойдет само собой. Как только Россия отказалась от продуктов из Голландии, Норвегии, Польши, их место заняли другие, но не российские компании. Поставщики из Сербии, Бразилии, Чили и Аргентины оказались проворнее. Американские и европейские компании, формально подписав резолюции о санкциях, тут же начали искать обходные логистические схемы поставок своих товаров в Россию. Наши компании, конечно, тоже не дремлют, но механизмы взаимодействия и с властью и друг с другом еще плохо отработаны. Особенно в условиях экономического спада.

Наверное, все слишком быстро происходит и к политике импортозамещения надо приспособиться, свыкнуться, все хорошенько обдумать?

Происходит все действительно быстро. Вернее, вынуждено быстро, но только в отношении стратегии молниеносной замены. По поводу других стратегий разговоры ведутся давно и планы строятся ежегодно. Еще в 2008 году запланировали заменить 20% импорта отечественными товарами. Куда уж дольше привыкать. Просто сейчас импортозамещение это уже вопрос не экономики, а выживания нации. Обстановка в мире напоминает холодную войну, и в таких условиях активность правительства России вызвала адекватную активность российского бизнеса. И раньше было много примеров успешных импортозамещающих проектов, а сейчас они должны стать массовым явлением. Время обязывает.

Так что делать простым предпринимателям, как воспользоваться шансом, какие компетенции для этого необходимы?

Во-первых, понять какие шансы для них реальны, во-вторых составить свои собственные планы развития с учетом выбранных шансов. Собственно, об этом и пойдет речь на конференции. Мы же все понимаем, что стабильность государства не ограничивается вопросами безопасности. Важно качество жизни, полноценное обеспечение базовых потребностей людей. А значит, сильная экономика, поддержка экономической инициативы людей. И здесь непаханное поле для применения стратегий среднесрочного замещения. Понятие выгодности сместилось, и не только из-за падения рубля. Заработал ценовой насос для нишевых стратегий. У кого маркетологи умеют быстро искать ниши, а экономисты быстро считать выгодность их захвата, те и будут на коне. В Советском Союзе были хорошие инструменты технического маркетинга, они снова востребованы. Возник спрос на методы снижения себестоимости продукции, просчета рентабельности многоходовых сделок. А то иногда получается, что два завода на одной улице стоят, один производит станки, другой на них готов работать, но договорится между собой не могут и везут все из Китая. А уж о том, как включить механизмы госзакупок, многие даже не думают.

С долгосрочным замещением несколько сложнее. Там другая мера ответственности, более высокий порог доступа. Но зато гарантируются долгосрочные заказы и технологический рывок, если, конечно, есть понимание, как внедрять инновации. Процесс, порой требующий кардинального пересмотра технической политики, а иногда и структуры управления корпорациями. Актуальный вопрос не только для оборонного комплекса.

Андрей Александрович, почему все чаще наступает разочарование в импортозамещении. Кто не дорабатывает, государство или бизнес?

Как и любое государственное дело, импортозамещение совместный труд. Общее дело требует общих усилий. «Поворот» хорошо получается, когда есть слаженность в действиях. А слаженность достигается только через две вещи: понимание логики действий друг друга и умение использовать возможности в рамках безнаказанности, то есть механизмов государственного управления. Если чиновник не знает, как лучше сделать, на кого опереться в деле государевом, можно ему подсказать. Активные хозяйственники на Руси своего никогда не упускали.

О чем пойдет речь на конференции в Красноярске?

Да все о том же: «Где деньги, Зин?». Как преобразовать возможность в реальность. Со мной приедут эксперты по основным отраслям: машиностроение, металлургия, ВПК, энергетика и др. Будет сильная делегация и из Москвы. Мы планируем откровенный и правдивый разговор, обмен опытом между руководителями, обучение специалистов методам и приемам разработки планов по импортозамещению для своих предприятий. Одним словом, будет немного теории, много практики и реальный подход к выгоде.

— А что бы Вы посоветовали тем руководителям, которые не смогут приехать на конференцию?

— Три года назад, когда составляли стратегию подготовки к затяжному кризису, мы определили для себя шесть шагов выживания:

  1. Осознать, что мир изменился
  2. Понять свои «коросты»
  3. Научиться договариваться
  4. Создать команду
  5. Найти свою нишу
  6. Накапливать блага

У нас все получается. Просто берите пример с нас и будьте счастливы!

Рекомендуем почитать