Истории о «поуехавших» в другие страны красноярцах вызвали немалый ажиотаж среди наших читателей. Принято считать, что многие россияне мечтают поскорее «свалить» в поисках лучшей доли, а иностранцы, наоборот, ни за что не поедут жить в суровую Сибирь. Но это не совсем так. Знакомьтесь — Прогресс из Зимбабве, год назад переехавшая в Красноярск.
Расскажите немного о себе? Что стало главной причиной переезда в Красноярск? Трудно ли было решиться?
Мне 25 лет, я родилась и выросла в Хараре, столице Зимбабве, в большой семье — у меня 3 сестры, я старшая среди них. Дома у меня остался сын, ему 5 лет, он живет с моей мамой, пока я здесь.
Несколько лет назад одна из моих сестер нашла работу в России, переехала в Красноярск, работала здесь какое-то время преподавателем. Потом она вышла замуж, уехала в США, а мне предложила занять ее место. И вот около года назад я решилась и приехала сюда. Работаю здесь в детском саду Welcome kids, преподаю английский язык.
Чего боялись больше всего, когда принимали решение о переезде в Красноярск? Оправдались ли опасения?
В Зимбабве многие думают, что в России темнокожим приходится несладко из-за националистов. И вообще, что тут идет война, в общем, не очень хорошая обстановка. Поэтому когда я приехала сюда, то все время боялась — что люди думают про меня? Стоит ли мне их опасаться? И хотя моя сестра говорила, что всё будет хорошо, я все равно чувствовала себя незащищенной.
Еще одна проблема — мороз. В Африке очень, очень жарко! Я любила местные зимы, когда на улице было всего +10 или +15° С. Готовясь к зиме в Красноярске, я думала, ну ладно, тут Сибирь, значит, зимой будет так же, но со знаком минус. И вот в прошлом феврале ударило −30 С, и я была просто поражена — не представляла, что бывает так холодно! Но ничего, зато теперь у меня есть много теплой одежды! (смеётся)
Назовите главные различия между Красноярском и вашим родным городом?
Самое главное — это языковой барьер. В Африке все говорят на английском. Любой, кто приезжает туда, попадает в совсем чужую страну, и все равно всё и всех понимает. У нас даже в школах преподают на английском. В Красноярске же английский мало кто знает, это сильно мешает общению.
Любят ли красноярцы иностранцев? Сталкивались ли с проявлениями межнациональной нетерпимости?
Первое время меня очень напрягало, что я постоянно привлекаю внимание. Где бы я ни оказалась — все тут же начинали меня разглядывать. Я думала, может быть, я им не нравлюсь? Или я сделала что-то не так? Потому что у меня на родине вот так таращиться на людей совсем не принято — могут отреагировать очень резко и грубо.
Потом я поняла, что дело не во мне, просто красноярцы никогда раньше не видели чернокожих. Они даже спрашивали меня: «Что ты тут делаешь, тут так холодно!», не понимали, как я могла променять теплую Африку на эти морозы.
Но вообще люди в Красноярске милые, даже более милые, чем в моей стране. Однажды я заблудилась, гуляя по Красноярску, и одна девушка помогла мне — объяснила моей начальнице по телефону, где я нахожусь, и потом подсказала, как мне проехать домой. Даже проводила меня на автобусную остановку! В Африке вряд ли бы кто-то так стал делать, в лучшем случае бы просто махнули рукой в нужную сторону. Иногда тут ко мне подходят люди, что-то спрашивают, я не понимаю, но догадываюсь, что они думают, будто я потерялась, хотят помочь (смеётся). Это очень здорово!
Трудно ли было найти жилье в Красноярске? Устраивают ли бытовые условия и арендная плата?
У меня не было такой проблемы — приглашающая сторона обо всём позаботилась. Но в целом, мне кажется, что цены на жильё здесь и в Хараре примерно одинаковые. Разница в том, что у нас нет многоэтажек, мы живем, в основном, в отдельных домах.
Самая большая проблема на новом месте? К чему до сих пор не смогли привыкнуть?
Не было вообще никаких проблем! Иногда скучаю по родной еде — например, по садзе, каше из белого маиса, которую в Красноярске вообще никто не готовит. Зато тут я открыла для себя супы — в Африке их вообще не готовят. А они такие вкусные, мне очень нравятся, особенно, борщ — мечтаю научиться его готовить! Вообще, мы многое не едим из того, что люди обычно едят здесь каждый день — суп, тот же хлеб. Вы любое блюдо в любое время дня едите с хлебом, это так удивительно. Еще мы в Африке не пьем постоянно чай, может быть, только утром. Зато очень любим соки, ну и воду. Очень жарко, поэтому приходится постоянно что-то пить.
Покидая родную страну, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
Конечно, с Касидом, моим сыном. Когда я вижу здесь детей его возраста, сразу вспоминаю о нем, и мне становится грустно. Вообще, я очень люблю детей, поэтому работа доставляет мне большое удовольствие. Прихожу домой и сразу начинаю скучать по ним.
Экономика вашей жизни в Красноярске: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты. Стало легче жить в плане денег?
В Зимбабве сейчас сложная экономическая ситуация, зарплаты не очень большие, поэтому многие ищут работу в других странах. Там моей зарплаты секретарши в агентстве недвижимости хватало только на то, чтобы выжить с сыном. Здесь же я зарабатываю достаточно, чтобы еще помогать всей моей семье на родине — маме и сестрам. Правда, с этими скачками курсов валют не очень понятно, что будет дальше с моей помощью.
Продукты здесь дороже, чем в Африке, да и большинство товаров тоже. Видимо, это потому, что все фрукты и овощи мы выращиваем сами, мясо тоже местное, импортируем не так много, как вы. У каждой семьи есть свой сад, иногда очень большой, прямо рядом с домом, после работы (она заканчивается обычно в 17.00) хватает времени, чтобы им заняться.
Сколько вы уже живете в Красноярске? Мечтаете вернуться на родину?
Живу здесь уже год. Следующим летом, в июне, хочу ненадолго слетать домой, и вернуться осенью обратно, продолжить работу.
Какой бы Вы дали совет иностранцам, собирающимся сейчас переехать жить в Сибирь?
Не бойтесь ехать в Россию — это хорошее место.
Прогресс специально для интернет-газеты Newslab.ru,
«Понаехавшие»: Из Америки — в Красноярск
«Понаехавшие»: Из Франции — в Красноярск
«Понаехавшие»: Из Италии — в Красноярск