Мы планировали, планировали и, наконец, спланировали генплан, который мэр Красноярска Эдхам Акбулатов отправил на доработку. Однако вряд ли архитекторы изменят главные постулаты — компактность и обилие зеленых зон в городе. Правда, тут есть один нюанс. Экологическая обстановка в Красноярске ставит под сомнение основные преимущества рекреационных территорий. Кому нужны парки, в которых бегать и гулять может быть скорее опасно, чем полезно?
«Есть предложение в новом генеральном плане заложить идею о доступности Енисея. Вдоль всей набережной и левого берега, и правого, создать зеленые зоны, для того чтобы горожане могли отдыхать возле реки, заниматься физкультурой, спортом, — говорил Эдхам Акбулатов, презентуя основные идеи генплана». Их воплотили. В том числе, спланировали активное развитие острова Татышев — безусловной гордости Красноярска.
Что беспокоит экологов и врачей во всей этой истории? То, что и набережные Енисея, и остров Татышев, и перспективные рекреационные зоны испытывают серьезную, если не сказать катастрофическую, экологическую нагрузку.
Во-первых, от автомобилей. По сегодняшним оценкам, почти 40 процентов вредных выбросов в атмосферу приходится на долю автотранспорта. А если кого-то успокаивает незначительное снижение за последние годы, так это связано с тем, что изменилась система оценки. Объем выбросов от машин не измеряют, а рассчитывают, исходя из их экологического стандарта зарегистрированных авто и их количества. Мол, ездят все на иномарках, постоянно ужесточаются требования к топливу... Значит, выбросы становятся все менее опасными. Только даже в рамках техосмотра никто не проверяет чистоту выхлопных газов, а вспомните еще, как чадят автобусы. Ну и известный факт, что магистрали вдоль реки традиционно стоят в пробках. Да и остров Татышев расположен аккурат под Октябрьским мостом.
Второе опасение специалистов — трубы заводов и котельных в черте города. Очевидна их польза в виде рабочих мест, отопления, горячей воды, но вместе с тем и вред в виде выбросов пыли, золы, оксидов серы, угарного газа, бензопирена и других, отнюдь не полезных, веществ.
Словом, если не решать эти проблемы, то бег, катание на роликах и велосипедах, занятие физкультурой, да и вообще любая физическая активность (всегда связанная с учащением дыхания, а значит, и увеличением объема вдыхаемого воздуха), может быть опасна, а не полезна.
Решения? Как ни парадоксально, они есть. И некоторые администрация Красноярска старается воплотить в жизнь.
Проблема пробок решается не так быстро как хотелось бы, но 4-й мост, планы по развитию общественного транспорта, платные парковки в центре дарят надежду. Энергетики несколько лет назад модернизировали энергоблок ТЭЦ-3. Благо, и она сама не окружена жилыми домами, школами и детскими садами.
Но проблема котельных и бойлерных в черте Красноярска остается. На общественных слушаниях по генплану главный архитектор Андрей Макаров заверил, что администрация ищет место за чертой города для строительства новой ТЭЦ. «Выбросы — наша беда, — согласился с собравшимися Макаров. — Генплан показал, что нужно искать место за городом, потому что в городе такой территории нет».
Кроме того, по заказу администрации разрабатывается проект строительства трубы, которая позволит увеличить нагрузку на уже существующую котельную, отапливающую мкрн. Солнечный. Она тоже находится за чертой Красноярска, в удалении от жилых и рекреационных зон.
Конечно, лучшее решение — газификация. Но при всех стараниях это перспектива очень далекая, а проблему нужно решать оперативно. И какие-то шаги уже предприняты, что, согласитесь, приятно. Главное, не свернуть с намеченного пути.
Евгений Юрьев