Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Леонид Рагозин: «Алюминиевый рынок пошел вверх. У КрАЗа есть все возможности для развития»

Леонид Рагозин: «Алюминиевый рынок пошел вверх. У КрАЗа есть все возможности для развития»

20.01.2015
7

2014 год выдался не самым простым для российской экономики. Чем живут промышленники? Какие меры принимаются, чтобы ведущие предприятия не просто выживали, а развивались? Есть ли действенные рецепты выхода из ситуации? Об этом и многом другом в интервью с Леонидом Рагозиным, управляющим директором самого крупного предприятия Красноярска — Красноярского алюминиевого завода компании РУСАЛ.

Леонид РагозинЛеонид Викторович, как обстоят дела на заводе? Каким для КрАЗа был 2014 год? Чем он отличался от предыдущего?

Если говорить о динамике роста предприятия, то анализировать надо не только 2014 год, но, как минимум, три последних года. Наше развитие связано со многими факторами. Сейчас, прежде всего, с увеличением производства сплавов. Это — продукция высокого передела, в которой сегодня, как никогда, заинтересован и завод, и рынок. Завод — поскольку от продажи сплавов мы получаем стабильную прибыль.

Рынку интересен этот продукт (и, главное, он готов за него платить!). Потому что сплавы обладают самым широким набором качеств, востребованных в автопроме, космических технологиях, электронике, компьютерной технике, энергетике, строительстве, пищевой промышленности. Проще назвать отрасль, где сегодня сплавы не используются. И интерес к ним будет только расти.

Мы учли эту тенденцию и разработали долгосрочную стратегию, согласно которой к 2017 году доля сплавов в общем объеме продукции КрАЗа достигнет 52%. Для сравнения: в 2012 году эта цифра составляла 24%, в 2013 году — уже 30%, в 2014 — почти 37%, и это лучший результат за всю историю предприятия. В 2016 году мы поставили себе цель выйти на 40%.

В рамках стратегии мы приступили в литейном производстве КрАЗа к реализации нескольких крупных проектов, направленных на увеличение выпуска продукции высокого передела. Так, преобразования ждут первое литейное отделение, где планируется строительство нового комплекса для производства цилиндрических слитков большого диаметра. Проект стоимостью 45 миллионов долларов рассчитан на выпуск 120 тысяч тонн слитков в год. КрАЗ будет производить цилиндры большого диаметра — от 10 дюймов и выше. Сегодня максимальный размер — до 10 дюймов. Рынок сбыта — потребители, которым нужны не просто цилиндры большого диаметра, но еще и цилиндры из твердых сплавов. Этот проект может быть реализован в течение двух с половиной лет.

Какое событие Вы могли бы назвать самым главным для завода в прошедшем году?

Год в целом был очень насыщенным, ярким. Но все-таки, если говорить о главном событии уходящего 2014-го, им стало 50-летие КрАЗа. Любой юбилей — это время, когда подводятся итоги. А уж если речь идет о полувековом юбилее такого предприятия, как Красноярский алюминиевый завод, это — серьезный повод не только к подведению итогов, но и к размышлению о будущем. Собственно, с этого и начался наш разговор: с проектов, которые сейчас закладывают прочный фундамент благополучия завода на годы и десятилетия вперед.

50-летняя история КрАЗа — это огромная часть истории алюминиевой промышленности СССР и новейшей России. Один из самых крупных алюминиевых заводов в мире на протяжении полувека удерживал звание флагмана отрасли. И это не просто слова: за ними стоит труд нескольких поколений металлургов. Сейчас эстафету приняли мы, и перед нами стоит задача вписать новую страницу в историю предприятия.

Отмечу, что в уходящем году КрАЗ был признан лучшим экспортером России по итогам всероссийского конкурса «Таможенный Олимп». Победа в таком престижном форуме является лишним подтверждением нашей высокой деловой репутации. Добавлю, что мы — постоянные участники «Таможенного Олимпа» с 2005 года. Нынешняя победа на федеральном уровне — вторая по счету. Еще трижды предприятие становилось победителем регионального конкурса. Помимо престижа, эта победа — еще и ориентир для клиентов при выборе нашего завода в качестве делового партнера.

Леонид Викторович, что было сделано предприятием в 2014 году для уменьшения промышленных выбросов?

Экология всегда была и остается одним из приоритетных направлений деятельности КрАЗа. Назову вот такую цифру: на выполнение экологических мероприятий в 2014 году завод израсходовал 475 млн. рублей, что на 136 млн. рублей больше показателей прошлого года. Комплекс мер по улучшению экологической обстановки включает в себя внедрение ключевого проекта — «Экологический Содерберг», который был начат в 2013 году. До конца 2015 года стоит задача перевести все электролизеры КрАЗа на экологическую технологию.

Своей очереди ждет инертный анод, испытания которого скоро должны начаться на КрАЗе.

Полным ходом идет модернизация анодного производства, которая финансируется, в том числе, деньгами, полученными КрАЗом за участие в программе Киотского протокола. В рамках первого этапа модернизации в анодном производстве были установлены дополнительные секции батарейных циклонов (первая ступень газоочистки). Второй этап подразумевает установку мощного электрофильтра (вторая ступень газоочистки). Это затратный проект: его стоимость — 191 миллион рублей, но высокая эффективность очистки, которую он позволит обеспечить, стоит затраченных денег. Степень улавливания коксовой пыли и смолистых веществ после полного ввода оборудования в эксплуатацию достигнет 97%. Завершить проект планируется в 2015 году.

По итогам прошлого года Красноярск вошел в рейтинг экологичного развития городов России и занял в нем одну из ведущих позиций в области обращения с отходами. Я уверен, что в этом есть заслуга и Красноярского алюминиевого завода: мы научились вторично использовать около 60 процентов от общего количества отходов предприятия.

А как выполняются социальные обязательства перед заводчанами? Индексировалась ли зарплата работников КрАЗа?

И заработная плата индексировалась. И премию кразовцы перед новогодними праздниками получили. А стало возможным это благодаря положительным результатам деятельности завода по итогам третьего квартала в 2014 году. Большую роль в их достижении сыграла работа по снижению издержек, увеличению объемов продукции с высокой добавленной стоимостью, а также выросшие цены на металл на Лондонской бирже и девальвация рубля.

Бюджет КрАЗа 2014 года на социальные программы составил почти 160 млн. рублей. Сюда входит дотация на питание в размере 70 рублей за каждую отработанную смену, кразовцы получают молоко, пользуются служебным транспортом, действует программа санаторно-курортного лечения. Дети заводчан имеют возможность на льготных условиях отдыхать в оздоровительных лагерях Красноярского края и Новосибирской области.

Средняя заработная плата в 2014 году превысила 47 000 руб., что выше средней по Красноярскому краю (32-34 тысячи рублей).

К концу 2014 года страна погрузилась в валютно-нефтяной кризис. Это каким-то образом отразилось на предприятии?

Нет. И, надеюсь, что не отразится. Наоборот, спрос на алюминий на мировом рынке за год вырос в среднем на 6%. Это — во-первых. Во-вторых, в мире наблюдается устойчивая тенденция перехода автомобилестроения на использование алюминиевых сплавов. И мы не упустим этот шанс. Что же касается цены на алюминий в будущем году, то полагаем, она останется в целом на нынешнем уровне, будет колебаться на бирже в районе 2100 долларов за тонну. Вообще, с ростом курса доллара изменилась ситуация на финансовом рынке и в потребительском секторе. Мы сейчас ждем понимания, на какой отметке все-таки остановится рост курса доллара. Рынок должен прийти в равновесие, и тогда можно уже обсуждать, каким образом компания будет действовать, как будет модернизировать предприятия, погашать внешние долги.

Ваши прогнозы и ожидания на 2015 год?

Для нас в новом году самый главный — российский рынок. Многие секторы российской экономики включились сейчас в процесс импортозамещения. Не остались в стороне и металлурги. В компании разработана специальная программа, предусматривающая до 2020 года увеличение потребления алюминия на внутреннем рынке до 2 млн тонн в год. Она включает в себя разные направления: увеличение потребления кабельной продукции, автокомпонентов, фольги, алюминия для бытовых нужд, изготовление вагонов из алюминия и т.д. И еще, цены на металл для внутреннего рынка будут ниже. Такое решение принято, чтобы стимулировать рост нашей экономики. Думаю, это обязательно даст свои плоды.

Интернет-газета Newslab.ru

Рекомендуем почитать