Главная
>
Статьи
>
Общество
>
А есть ли у нас план?

А есть ли у нас план?

05.02.2015
13

В Красноярске с 25 февраля по 1 марта пройдет фестиваль личного и профессионального развития «ШАГ ВПЕРЕД: Потенциал». В течение пяти дней и ночей более 30 профессиональных тренеров, психологов и консультантов будут обсуждать с участниками фестиваля самые свежие и актуальные темы по бизнесу, менеджменту, маркетингу, личному развитию, развитию отношений и выходу из кризиса. Независимый бизнес-тренер Ефим Чеботарев в преддверии фестиваля рассуждает о том, как правильно составлять планы.

Ефим ЧеботаревНа днях, обсуждая с новым клиентом возможности работы с его управленцами, мы выделили основные направления: формирование команды, развитие навыков руководства, создание стратегии. Как всегда, непросто оказалось донести, что это совершенно разные блоки работ, и что они различные задачи решают. Удивило не это. Поразила неизбывная вера в человечество (так нечасто встречающаяся в зрелых компаниях и в исполнении опытных управленцев). А выразилось это в сроках.

Речь зашла о подтягивании управленческих навыков, и клиент хотел вырастить из тех, кто его не очень устраивает, тех, от кого он будет в восторге — и всё это за 2 месяца. А команду из них он рассчитывал сформировать при помощи ежеквартальных однодневных событий. И апофеоз — это ожидания по стратегии. Клиент ожидал получить ее месяца через полтора!

Нет, конечно, за это время тоже можно выдать какой-то продукт, но что за продукт это будет? Указание вроде «мы идем на запад, чтобы нам было хорошо»?

Или «увеличиваем объемы производства на 70 процентов за счет новых площадок»? Конечно, при таком варианте, особенно детализированном в графике, появляется чувство, что «план получения объемов в наличии, значит, и стратегия у нас есть, осталось исполнять». Так это же не план!
Ведь возникает куча вопросов: а почему именно на 70? И что НАМ ВСЕМ для этого надо сделать?! Что, кроме освоения объемов производственниками, должны предпринять коммерсанты, персональщики, юристы, бухгалтеры и все остальные, чтобы компания могла получить эти пресловутые 70%?! И, в конце концов, во что ей это все обойдется?..

Вот он — стратегический разрыв в действии: верхи догадываются, куда хотят прийти (для знания не хватает экспертной оценки от низов), а низы догадываются о том, что верхи о чем-то догадываются. А потом искреннее недоумение: а что это сотрудники у нас так немасштабно мыслят? Чего это они некомандно работают? И отчего они такие малоинициативные?

А о каких масштабах должны думать подчиненные?! И под какую цель формироваться в команды?! В каком направлении выдвигать инициативы, если информационный вакуум не дает пробиться ориентирам от тех, кто их создает, к тем, кто должен достигать?!

Ведь какая задача внятной стратегии? Обеспечить обоснованность и однозначность понимания грядущих действий. Обоснованность, выраженную в сбалансированности целей, наличии информации о внешней среде, в анализе конкурентов, а не только амбиций собственников, подкрепленность технико-экономическими обоснованиями и прочее. И однозначность понимания — наличие внятных показателей, четкое закрепление желаемых результатов за ответственными и графики, графики, графики... А как иначе донести, проконтролировать и замотивировать?

Исходя из этого, в стратегическом плане должны быть:

  1. Идеология (почему и зачем мы идем в выбранном направлении)
  2. Поле стратегий (на какие ключевые факторы успеха мы будем опираться, чтобы успешно проходить основные реперные точки)
  3. Цели в крупную клетку (верхние логические уровни, сбалансированные по основным перспективам развития)
  4. Детализация каждой из перспектив до задач и мероприятий со сроками и ответственными
  5. Графики исполнения — кто, когда и какой показатель должен выдать «на гора»
  6. Потребность в персонале (когда, под какую стратегическую задачу, сколько и каких сотрудников необходимо привлечь)
  7. Инвестиционный бюджет (в какой счастливый миг, сколько и под какую задачу денег потребуется)
  8. Ну, и приложения, конечно. Те самые таблицы сравнения с конкурентами, ТЭО, донесения инсайдеров и проч., без которых корректировка стратегии проходит вслепую.

Вот тогда можно рассчитывать на то, что при вопросе: «А есть ли у нас план?» прозвучит обоснованный ответ: «Однозначно!».

Ефим Чеботарев специально для интернет-газеты Newslab.ru

Программа фестиваля  «ШАГ ВПЕРЕД: Потенциал»

Рекомендуем почитать