Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Последний лимузин»

Фильм: «Последний лимузин»

10.02.2015
0

Первый автозавод СССР (ЗИЛ) выпускавший собранные вручную лимузины (не больше 25 в год), после развала Союза не выпустивший ни одного, в 2010 вдруг получает заказ на три кабриолета, которые в День победы должны открыть Военный парад на Красной площади.

Фильм охватывает небольшой промежуток времени, от пустоты над смотровой ямой до готовых машин, в это время завод потихоньку, силами буквально кучки людей, но живет. Все это смотрится практически как триллер (смогут или не смогут, успеют или не успеют), хотя больше похоже на фантастику: в центре Москвы огромная территория с собственной разветвленной железной дорогой, автобусами, парками. Повсюду — армии котов, блуждают собаки, заброшенные участки, грязные или темные помещения, портреты Ленина, разной формы детали хранятся в контейнерах. По медленному конвейеру движется что-то уже готовое, сортируется, станки работают, детали обтачиваются — все более-менее организовано, но почти вымерло. Рабочие комментируют газеты, в которых написано про завод (вранье); процесс получения годной спецодежды становится целой драмой — ботинки не подходят, размеры не те; талонов в столовую недодают; за редкими зарплатами выстраиваются огромные очереди; крыша течет; из-за царапины на корпусе лимузин перекрашивают.

Последний лимузин

Все это — как будто калька с проекта «Биосфера-2», только перенесенная на завод: условия абсолютно тепличные и замкнутые, за пределами время движется иначе, здесь же — немного замирает, пока рабочие сохраняют привычный порядок, хотя что-то они все-таки не предвидят. Смонтирован фильм так, будто все сейчас рухнет, но еще держится, и титр в начале, возвещающий о городе в городе, словно взят за правило: маленький мир разрастается до неохватываемой — даже с крыши — мечты.

«Последний лимузин» получил национальную премию «Лавр» за лучший фильм, приз «Зеркала», победил на Артдокфесте, был показан в нескольких странах — единственный полнометражный фильм режиссера Дарьи Хлесткиной (закончила мастерскую Марины Разбежкиной), которая умерла в январе. Это крайне удачный документальный подвиг, фильм снимали три года (2010-2013), фигура автора почти вымарана (редко герои рассказывают кому-то, кроме зрителя), есть абсолютно завораживающие съемки производства, теперь перешедшего в разряд мертвого, контрастирующие с процессом сборки машины. Все точно выверено, словно очищено, в документальное кино вставлено другое — архивное, съемки прошлых зиловских достижений, и на финальном портрете краешек машины занимает положенное ему месте в углу этой видеофотографии. В кадре — заброшенное место, заброшенные люди.

Последний лимузин

На видео можно посмотреть комментарии режиссера и Марины Разбежкиной, где они отвечают на вопросы зрителей — там, например, можно узнать, что в итоге стало с автомобилями, о реакции рабочих на фильм и их удивлении при разглядывании других цехов завода, где они никогда не были:

Фильм откроет четвертый сезон SiberiaDOC в Доме кино, 11 февраля в 19:00.

Киноафиша на Newslab.ru

Рекомендуем почитать