Власти Красноярского края утаивают от депутатов Законодательного собрания и общества план выхода региона из экономического кризиса. Об этом заявили народные избранники в лицо Виктору Зубареву, министру экономического развития и инвестиционной политики.
Собственно, вопрос, стоявший в повестке комитета по бюджету и налоговой политике Заксобрания, и не предполагал какого-то особого внимания к «плану спасения». Зубарев сперва рассказал об экономических показателях региона на конец прошлого-начало этого годов, а после перечислил несколько пунктов выхода из кризиса. За что и получил.
Но начнем с начала. Скромничать нынче не приходится — коли растет инфляция как ребенок-переросток, значит, растет. И ничего с этим не поделаешь. В прошлом году она почти пробила 10 процентов. В январе этого уже больше трех. Свою долю в уровень инфляции внесли, разумеется, взлетевшие цены на продукты. Хотя тему можно развить и добавить жадных спекулянтов — оптовиков, ритейлеров и других мастеров заработка легких денег. Но об этом чуть позже на примере огурцов расскажет депутат Сергиенко.
В целом за 2014 год продукты подорожали на 13,8 %. Год начался без сюрпризов — в январе на 5 % подорожала, например, плодоовощная продукция. Правда, как заявил Зубарев, — причина январского роста в сезонности.
Далее министр отметил, что рост промышленного производства в Красноярском крае выше общероссийского, а инфляционные процессы медленнее. И это, по его словам, заслуга краевой власти. Право на похвалу самому себе Зубарев, разумеется, имеет.
Плавно министр перешел к пунктам антикризисного плана. И здесь велосипед в правительстве выдумывать не стали. Поддержка сельхозпредприятий, кампании по северному завозу, помощь промышленности и транспортникам. Плюс договоренности с производителями и торговыми сетями по поводу «заморозки» цен на социальные группы товаров.
Очень неожиданно, но логично прозвучал вопрос депутата Владимира Демидова, который поинтересовался, а будет ли предоставлена помощь малому бизнесу. По словам Демидова, именно малый бизнес обещали сделать опорой государства с окончания кризиса еще 2008 года, но «ничего не вышло». Зубарев откровенно сказал, что всем помочь власти не смогут: при существующих в регионе 120 тысячах малых предприятий поддержку получат сотни. Кто станет счастливчивком, министр не пояснил. Вообще показалось, что эти сотни он прикинул только что, услышав депутатский вопрос.
Депутаты Людмила Магомедова и Павел Семизоров поинтересовались у Зубарева — а можно ли с планом ознакомиться и внести предложения? Оказалось, нет. Оба народных избранника начали сперва роптать, а после и вовсе откровенно высказывать свое «фи». Сбивчивые претензии на правах старшего аккумулировал Валерий Сергиенко.
— До сих пор нет никакого плана! Ребята, что вы делаете? Вы как работаете? Федерация уже определилась, а мы все еще не можем! Ни один сельский товаропроизводитель не выиграл в прошлом году ни одного тендера на поставку продовольствия по муниципальному и государственному заказу! В Кемерово губернатор уже запретил вывоз зерна. У нас тоннами вывозят! Кто это остановит? Чем вы потом кормить людей будете? Обещаниями? Так и обещать нечего уже! Тут надо день и ночь работать в ручном режиме. А мы будем сейчас запятые гонять две недели в этом плане. Чтобы не скандалить на сессии, пожалуйста, Виктор Владиславович (Зубарев), представьте 12 числа ваш план (на этот день запланирована очередная сессия Заксобрания — прим. ред.). Хотя бы в том виде, в каком он есть, — выпалил Сергиенко.
Опытный коммунист отдышался и забил еще один гвоздь.
— Посмотрите, мы штрафов гаишников собираем больше, чем плату за природные ресурсы во всем крае! Мы уже народ разозлили до того, что он видит в каждом чиновнике своего врага и оккупанта. Проверки, штрафы! Давайте на время кризиса остановим хотя бы эти вещи! — предложил он.
Чиновники во главе с Зубаревым внимали. Чуть погодя министр собрался и ответил: он сам лично следит за тендерами и своими глазами видел, как побеждали краевые сельхозники. Зря ответил. Сергиенко, услышав это, решил еще больше отвести душу. Он рассказал про кучу посредников, про завышенные цены и спекулятивные сговоры.
— Мне журналист задает вопрос — почему у нас в магазине огурцы стоят 340 рублей за килограмм? Я при нем звоню производителю и спрашиваю — почем он отдает. Он говорит: 150 за кило. А в магазине 340! — привел пример спекуляции депутат.
Зубарев вынужден был признать — всё озвученное Сергиенко присутствует. Но власти всё видят и над всем работают.
В результате обсуждения большинством голосов договорились не включать пункт о презентации антикризисного плана на заседании сессии в четверг в решение комитета.
Вот если бы цены сами друг с другом договаривались.
фото: www.sobranie.info