Экономический кризис, в который Россия оказалась втянута в прошлом году, поставил перед отечественными предприятиями целый ряд сложнейших задач. В первую очередь — задачу импортозамещения. Международные экономические санкции, а также боевые действия на территории одного из ключевых государств-партнеров способствовали тому, что многие годами отлаженные связи российских компаний с зарубежными поставщиками оказались мгновенно разрушены. И сейчас перед российскими предприятиями встал вопрос, чем заменить продукцию иностранных партнеров. Причем решить его нужно в кратчайшие сроки.
Так получилось, что промышленные предприятия одними из первых попали «под раздачу». Не секрет, что в производственном арсенале большинства из них используется техника и оборудование импортного производства. И сейчас российские компании ограничены в возможностях закупать запчасти и комплектующие к ней у многих вчерашних партнеров. В связи с этим предприятия срочно ищут новых поставщиков, не поддержавших санкции против России, а также налаживают производство необходимого оборудования и комплектующих собственными силами.
Newslab.ru узнал, как процесс импортозамещения идет на краевых предприятиях крупнейшего отечественного угледобывающего холдинга — Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК).
Замена импорта — вопрос выживания и развития
СУЭК — одна из тех компаний, которые незамедлительно ощутили на себе влияние кризиса. Так сложилось, что основная техника на предприятиях компании — к примеру, знаменитые карьерные экскаваторы ЭРП-2500, которые используются на Бородинском разрезе, а также другие крупные экскаваторы — украинского производства. И с их производителями — Новокраматорским машиностроительным заводом, Азовмашем, Донецкгормашем — у российской компании были заключены крупные контракты на поставку запасных частей. Однако по известным причинам сегодня недавние гиганты украинского горного машиностроения не в состоянии их выполнить.
В числе партнеров СУЭК — и ряд машиностроительных компаний из дальнего зарубежья, чья продукция сегодня значительно выросла в цене (CATERPILLAR, TEREX, BUCYRUS).
— В связи с этим приоритетным направлением нашей работы стало импортозамещение. В существующих экономических реалиях другого пути у нашей компании просто нет — иначе мы рискуем остаться без запасных частей к основному технологическому оборудованию, которое несет на себе практически всю производственную нагрузку, — подчеркнул исполнительный директор АО «СУЭК-Красноярск» Андрей Федоров.
Расчет на свои силы
Производство аналогов импортных запчастей собственными силами стало ключевым направлением деятельности по импортозамещению в СУЭК. И на первый план здесь вышло одно из красноярских предприятий холдинга — Бородинский ремонтно-механический завод (РМЗ). Весьма кстати, учитывая ныне сложившуюся ситуацию, на заводе в 2012 году стартовала масштабная программа модернизации, благодаря которой к настоящему времени предприятие обладает современным оборудованием для полного цикла производства практически всех необходимых запасных частей. Поэтому сегодня СУЭК рассматривает РМЗ как основную площадку по изготовлению запчастей на зарубежную технику в рамках проекта импортозамещения.
Коронки, зубья и траки на BUCYRUS, боковые защиты ковшей для экскаваторов KOMATSU PC, ножи для грейдеров TEREX и CATERPILLAR — эти и другие комплектующие для техники мировых производителей сейчас выпускают на Бородинском РМЗ. Хотя, как признаются в руководстве предприятия, еще несколько лет назад заводчане даже не предполагали, что смогут освоить выпуск таких сложных высокоточных деталей. Но, как говорится, жизнь заставила.
— Приступая к реализации проекта импортозамещения, мы, прежде всего, закупили современное оборудование — 3D-сканер и станки для изготовления модельной оснастки с числовым программным управлением. Эта техника позволяет нам сканировать любую деталь, даже не демонтируя, и создать ее трехмерную модель (что особенно актуально при отсутствии чертежей и технической документации на многие запчасти), а затем изготовить на соответствующем станке. Чтобы работать с такими машинами, нужны фундаментальные знания и опыт, поэтому следующим этапом стало обучение персонала. В этом нам помогали специалисты заводов-изготовителей и поставщики. Порой они выезжали к нам по два-три раза — настолько это оборудование сложное. А сейчас наши ребята готовы сами кого угодно обучить, — рассказал исполнительный директор Бородинского РМЗ Сергей Тюрин.
К слову, к процессу импортозамещения СУЭК активно привлекает другие отечественные предприятия. Так, освоение новых для компании видов продукции шло в тесном контакте с конструкторами и техническими специалистами таких крупнейших российских заводов, как Ижорский завод тяжелых экскаваторов, Уралмаш, ОКБ «Зенит» (научно-производственное объединение на базе Красноярского машиностроительного завода). С этими же предприятиями у СУЭК есть договоренность о поставках деталей, которые пока не может изготавливать Бородинский РМЗ.
От копирования к собственным разработкам
Запуск производства аналогов импортных запчастей на Бородинском РМЗ дал толчок развитию собственных разработок. В частности, в прошлом году завод освоил производство так называемых вентильно-индукторных двигателей — уникального оборудования, сочетающего в себе свойства электрической машины и системы управления, и имеющего широкую сферу применения. Так, специалисты Бородинского РМЗ уже изготовили восемь таких двигателей для модернизации магистрального ленточного конвейера Березовского разреза, а в ближайшей перспективе — выпуск двигателей для 130-тонных БелАЗов.
— Применение инновационной разработки позволяет значительно повысить надежность и долговечность оборудования, а также снизить энергопотребление. Эти качества очень важны для промышленных предприятий, которые придерживаются курса на повышение эффективности производства, — прокомментировал Сергей Тюрин.
Сейчас в планах заводчан — наладить серийное производство вентильно-индукторных двигателей. Более того, в рамках проекта импортозамещения решено максимально локализовать производство двигателей на Бородинском РМЗ, и те материалы которые заказывали на стороне, изготавливать самим.
В 2014 году на Бородинском РМЗ освоено еще одно направление: капитальный ремонт тепловозов ТЭМ-2. Первый такой тепловоз РМЗ отремонтировал для Харанорского разреза, сейчас ремонтирует тепловоз для Бородинского погрузочно-транспортного управления. Кроме того, в прошлом же году у предприятия «на стороне» появились серьезные заказчики по ремонту тепловозов и экскаваторов. В их числе, например, оператор подвижного состава «Газпромтранс» и компания РУСАЛ.
Возрождается движение рационализаторов
Вопросы импортозамещения сегодня настолько актуальны, что к их решению в СУЭК подключаются абсолютно все службы. Так, в последнее время на красноярских предприятиях холдинга уверенно заявляют о возрождении полноценного рационализаторского движения.
Только в прошлом году специальная комиссия по новаторским идеям изучила около 80 проектов, направленных на повышение эффективности различных производственных процессов и оптимизацию затрат. При этом экономический эффект от тех, что были воплощены в жизнь, составил 55 млн руб.
Как отмечают в компании, самое плодовитое на рацпредложения подразделение — Бородинский разрез, особенно его автотракторный цех. Сотрудники цеха не раз удостаивались звания «Лучший рационализатор», а в прошлом году компания реализовала сразу три их проекта. Самый эффективный — изготовление специального устройства для снятия крупногабаритных шин со спецтехники. На его внедрение было затрачено всего 15 тыс. рублей, а сэкономлено при этом — около 2 млн.
Кроме того, транспортники работают над заменой импортных запчастей и комплектующих отечественными. В частности, они сумели «поставить» немецкий автокран TEREX на российские колеса, а также без применения импортных материалов отреставрировать сложнейший узел на бульдозере CATERPILLAR.
Разумеется, что руководство холдинга всемерно поощряет новаторское движение работников, отмечая лучшие идеи, а самое главное, внедряя их в производственный процесс.
В общем, в СУЭК вопрос импортозамещения решается буквально на всех уровнях. В совокупности это приносит компании ощутимый экономический эффект и позволяет не только сохранять стабильность в нынешней непростой ситуации, но и создавать базу для развития в перспективе.