Everly, США, 2014
Режиссёр — Джо Линч
В ролях: Сальма Хайек, Дженнифер Бланк, Габриэлла Райт, Хироюки Ватанабе, Того Игава, Аки Котабе, Масаши Фуджимото
Продолжительность — 92 мин.
«Крепкий орешек», только в квартире, и с женщиной — думается, примерно так авторы фильма «Эверли» продвигали свой замысел финансировавшим картину студиям. Сравнивать «Эверли» с «Крепким орешком» — конечно, аванс на вырост; рядом пока не поставить никак, но повод использовать оба фильма в одном предложении всё же есть.
Подобное формальное самоограничение — а давайте сделаем полнометражный боевик, не выходя из одной квартиры — всегда оборачивается этаким упражнением; смотрите, как я (не)удачно выкручиваюсь из собственноручно заданных рамок. Режиссёр Джо Линч выкручивается действительно довольно бодро и энергично — это бойкое, стильное, местами даже выдающееся кино, которому почти удаётся воспарить к жанровым небесам, преодолев гравитацию собственного довольно неуклюжего сценария.
Слов нет, идея сделать главной героиней боевика, планомерно укладывающей штабеля опасных противников, не просто женщину, а мать (Хайек в свои 48 не только изумительно выглядит, но и абсолютно убедительна в роли женщины, которая более не намерена терпеть), довольно здоровская — вот только обидно, что никто до сих пор не может придумать для этого повода лучше, чем предшествовавшая этакому взрыву возмездия череда жестоких издевательств. Хайек здесь играет женщину, которую коварный босс японской мафии четыре года удерживает силой в своих рабынях и использует для всевозможных утех, не только собственных, но и своих подручных и клиентов — и, в общем, авторов «Эверли» можно было бы заподозрить в сочувствии к судьбе своей героини, если бы они не изображали её многочисленных товарок по несчастью (японская мафия держит целый этаж таких женщин прямо в обычном жилом доме) исключительно в качестве корыстных сволочей, в момент готовых перегрызть друг другу глотку за дополнительные деньги.
По «Эверли» вообще видно, что привычки её авторов формировались в жанровых фильмах категории «Б» и ниже, где никаких правил нет и, грубо говоря, чем хуже, тем лучше. Ребята регулярно путают кровожадный юмор с банальной жестокостью по отношению к собственным героям и частенько не удерживаются от соблазна скатиться в кровавый гротеск — так в довольно прямолинейном до поры до времени боевике появляется вдруг затяжной эпизод с пытками, словно по недоразумению вклеенный из другого, куда сильнее больного на голову фильма. Этакие досадные ответвления сильно усложняют работу режиссёру Линчу — наводить лоск большого стиля на картину, в которой за маленькой девочкой принимается гоняться полуголый окровавленный безумец с тесаком, а из чопорного японца в костюме начинают просачиваться внутренности, всё же в разы сложнее. Поэтому «Эверли» в конечном итоге складывается не столько в полноценное кино, сколько в этакую курсовую режиссёра Линча, отправленную крупным студиям — мол, посмотрите, раз я могу сделать так красиво с таким материалом и такими деньгами, представьте, как я могу развернуться на приличном сценарии и среднем бюджете? Студиям имеет смысл прислушаться.
Вердикт — излишне оголтело-нигилистский местами, но в целом скорее дельный и стильный боевик с отличной Сальмой Хайек