В январе-феврале 2015 года аналитическая служба школы бизнеса МИРБИС провела опрос слушателей и выпускников программы МВА. Был задан вопрос: «Назовите основную проблему в Вашей управленческой практике, с которой Вы столкнулись в 2014 году».
В результате получены следующие результаты (некоторые респонденты отметили несколько проблем, %):
Мотивация персонала
В условиях экономического спада и падения курса национальной валюты все отчетливее встает проблема с мотивацией персонала в компаниях. Сокращение доходов приводит к демотивации персонала. Вот как эту проблему описывают респонденты: «В период реструктуризации и сокращений в компании необходимы новые инструменты стимулирования», или «меняется парадигма восприятия мира у сотрудников. Все труднее их мотивировать».
Кроме этого, прежние монетарные методы повышения мотивации сотрудников не всегда эффективны: «Действующая денежная мотивационная программа не работает с некоторыми сотрудниками». Кроме того, респонденты отмечают отсутствие всякой мотивации у персонала: «Основная проблема в том, что люди не хотят работать. Хотят курить, пить кофе, болтать, сидеть в социальных сетях, а работать не хотят», один из респондентов отметил высокую инертность сотрудников: «Нежелание / невозможность генерировать энергию, включаться».
Делегирование и планирование
В условиях кризиса и неопределенности делегирование и планирование становятся краеугольным камнем развития компании. Многие владельцы-руководители не хотят делегировать полномочия, замыкают все решения на одного человека, что в условиях неопределенности приводит к большим трудностям в развитии компании. Вот как это описывают респонденты:
«Неготовность руководства производить изменения в компании при полном понимании их необходимости». Некоторые сетуют на отсутствие стратегии развития компании в современных условиях: «Информация от руководства о том, каким путем пойдет компания при этой экономической ситуации в стране, практически отсутствует, нет понятной стратегии (ясно одно — надо удержаться, надо сохранить бизнес)».
Ряд руководителей остаются на операционном, тактическом уровне, преследуя главную задачу: удержаться на рынке, сохранить бизнес, при этом не выстраивая стратегию развития компании на будущее, по-видимому, ожидая серьезных изменений в экономике.
Проблемы на уровне руководства компанией
Проблемы, очерченные респондентами достаточно обширны — начиная с неготовности руководства проводить изменения в компании при полном понимании их необходимости и заканчивая размытостью самой структуры управления компанией.
Поставщики, клиенты
Респонденты выделяют кризис неплатежей в связи с изменением курса валют, банкротства дебиторов и изменения взаимодействия с поставщиками, чтобы сохранить рентабельность бизнеса.
Финансы
Спад экономики и падение курса рубля приводят к значительным издержкам у бизнеса. Возникают проблемы с реализацией утвержденных бюджетов, индексацией заработной платы, падает рентабельность.
Качество менеджмента
Очевидно, что в сложных рыночных условиях, качество менеджмента компании становится особенно значимым. Проблемы, описанные респондентами, связаны с операционным управлением, с управлением бизнес-процессами, сжатыми сроками принятия решений, управлением коммуникациями.
Неопределенность
Неопределенность часто является одной из главных причин появления проблем с планированием развития компании и проходит красной нитью через многие ответы респондентов. Многих респондентов беспокоят нестабильность экономической ситуации и курса валюты, прогноз развития отрасли.
Справка:
Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» работает на российском рынке бизнес-образования с 1988 года, реализует программы повышения квалификации и переподготовки, включая МВА и Executive MBA (для руководителей высшего звена). Занимает первые строчки в рейтингах бизнес-школ России, отмечена под № 1 по показателю роста доходов выпускников в 2014 году. Подробнее на странице школы.
На правах рекламы