Это одна из программ анимационной студии «М.И.Р.» (Россия), где каждая из одиннадцати серий сделана про одного композитора. Все мультфильмы созданы по сценариям Ирины Марголиной, но каждый раз новым режиссером, в новой художественной манере. Название цикла подразумевает, что сказки рассказывает пианино (в заставке клавиши играют сами по себе), в первых мультфильмах все это еще комментировал Вольфганг Себастьян Кот — потом решили от кота отказаться.
Изначально задуманные как истории для детей, «Сказки старого пианино» именно такие, как ожидаются — чем-то напоминают старые потертые учебники по музыкальной литературе (два ряда по три портрета на обложке), в том смысле, что текст (если он есть) повторяет основные этапы биографии. Закадровый голос читает: родился, учился, делал, приехал, уехал, умер, в это время в кадре происходит примерно это же, с поправкой на анимацию. Первая часть цикла — «Людвиг ван Бетховен» (режиссер Владимир Петкевич), о пьянице-отце, талантливом ребенке, желании услышать похвалу от Моцарта и тотальной глухоте. Мультфильм сделан в песочно-коричневой гамме, в технике анимации на песке (плюс перекладка и компьютерная графика), бумажно-двумерный маленький Бетховен, уже со своим знаменитым «челом» и невероятными волосами, несчастно хмурится и играет на инструментах. Конечно, звучит его музыка, меланхоличная атмосфера иногда прерывается совсем трагичными кадрами — вместо капель дождя по стеклу кадра сбегают ноты, падающие с дерева листья становятся частью волос — это, в числе немногого другого, заставляет тщательно сравнивать собственные ощущения от музыки с анимационной техникой — все-таки не то.
Совсем иное впечатление производит цветная иллюстрация жизни Моцарта (режиссер Майкл Спорн) — почти бессловесная история, за исключением постоянного повторения имени композитора и длинного титра в самом начале. Мультфильм, по сути, и есть экранизация заявленной в начале истории: Моцарт начал заниматься музыкой с трех лет, играть на клавесине научил отец, потом он сам освоил скрипку и орган — окружающие в шоке, духовенство считает талант «даром божьим». Все это мы видим на экране, сам Моцарт постоянно меняется в размере, оставаясь то маленьким как маленький ребенок, то маленьким среди взрослых, или так только кажется — образ композитора, навсегда оставшегося в истории одаренным ребенком, здесь приобретает тотальное звучание. При этом не покидает ощущение какой-то самодельности (персонажи нарисованы будто ребенком, кривыми линиями, с обрезанными головами) и от этого — несоответствия анимационного языка — языку его музыки. Впрочем, также воздушно.
По этой же схеме — уходя от краткой биографической справки в начале к запредельной образности, растворенной еще и в звуках — сделан мультфильм «Роберт Шуман. Письма» (режиссер Елена Петкевич). Мультфильм «Джоаккино Россини. Записки гурмана» (режиссер Оксана Черкасова) предлагает что-то почти недопустимое: действие происходит в театре, но на сцене кухня, композитор-повар, проливает на пол ноты, которые становятся поварятами и бегают, носят брокколи и прочее, Россини бросается ножами, открывает ящики, попутно исполняет арии из опер, рассказывает о том, что написал одну из них за двадцать минут, «пока варился рис», овощи оживают, поют «трио томато» и так далее; это безумие выглядит дико — но смотрится как любой экшн легко.
В подборку, которую покажут на фестивале, входят поздние мультфильмы, включая прошлогодние — это не просто биографии и не просто зарисовки, а попытки исследования. Можно будет увидеть мультфильм «Сергей Прокофьев. Четвертый апельсин» (режиссер Юлия Титова), который начинается с дальнего плана сидящего возле рояля композитора и фразы «Я умер в один день со Сталиным», он по-настоящему прекрасный. Второй мультфильм «Шопен» (режиссер Ирина Кодюкова) ценен акварельными цветами. Грустный мультфильм «Чайковский. Элегия» сделан британским художником Барри Первзом в технике кукольной анимации — композитор половину времени проводит стоя на коленях, устремив взор куда-то вдаль. Также покажут мультфильмы «И.С. Бах» (режиссер Елена Петкевич) и «Клод Дебюсси. Шу-Шу» (режиссер Андрей Ушаков). Еще в подборку входит ранний, второй по счету в серии, мультфильм «Антонио Вивальди» (2006 год, режиссер Оксана Черкасова) — это совершенно удивительный, как будто с наложением ярких фильтров на действительность, бликующий мультфильм, сделанный анимацией на фольге.
Программа «Сказки старого пианино» (12+) состоится 5 апреля в 18:00 на Арт-Чердаке Дома кино.