Расскажите о себе — где родились, где учились, кем работали?
Я родился 25 лет назад в городе Трнава в западной Словакии, где до сих пор живет большая часть моих родных. Но не задержался там надолго — еще до того, как я произнес своё первое слово, мы переехали в Братиславу — столицу Словакии, где я и жил с тех пор. Там учился в школе, там же пытался окончить университет. Дважды. К сожалению, так и не смог этого сделать.
Как бы то ни было, 6 лет обучения педагогике оставили свой след, и хотя я не имею диплома, учить люблю и, надеюсь, когда-нибудь буду этим заниматься. Я специализируюсь на языках — английском, словацком, и, надеюсь, со временем, освою и русский. Одновременно с обучением в университете подрабатывал в разных местах, в том числе 3 года работал в ночлежке для бездомных. Этот опыт изменил мою жизнь — я узнал многое о себе и людях, о добре, зле и их обличьях в этом мире.
Что стало главной причиной переезда в Красноярск? Трудно ли было решиться?
Я всегда хотел побывать в России (спасибо, Достоевский!). И когда понял, что моя вторая попытка получить диплом в университете вновь провалилась, начал искать способы уехать из Словакии, чтобы посмотреть мир. Ну, и выучить какой-нибудь новый язык, если получится.
Выяснил, что если ты живешь в Европе, то Европейское волонтерское движение (European Voluntary Service или EVS) — лучший способ это сделать. Мне повезло, всё устроилось так, что я смог покинуть Словакию всего через несколько месяцев. Я знал, что уезжаю на 9-10 месяцев, но тогда для меня это не было проблемой. Вот вернуться, вернее, уехать из России, будет намного сложнее.
Почему выбрали именно Красноярск?
Обычно Европейское волонтерское движение просто сообщает, куда ты можешь поехать, а не даёт тебе право самому выбирать страну. И в моем случае получилось так, что в тот момент красноярская волонтерская организация ИНТЕРРА * искала добровольцев. Но, оглядываясь назад, я рад, что не попал в Санкт-Петербург или Москву, как многие волонтеры EVS. Со временем я привык к Красноярску, а Москва и Питер, по моему мнению, слишком «европейские».
В основном, мою волонтерскую работу в ИНТЕРРЕ нельзя было назвать слишком уж увлекательной — разные офисные дела, иногда перевод документов с русского на английский. Еще я читаю лекции по английской грамматике раз в неделю. То, что делало мою жизнь действительно интересной, не было напрямую связано с этой организацией.
Возможно, самой запоминающейся была неделя в поселке Петропавловка, где я жил бок о бок с людьми из общины Виссариона.
Также я выступал на конференции с докладом о волонтерском движении, преподавал в детском языковом лагере.
Практически вся моя жизнь в Красноярске связана с музыкой. Я играю с бардами, мы даже выступали на фестивале авторской песни в Назарово, я исполнил там одну свою песню. Пою в двух хорах. И всё это помогло мне познакомиться почти со всеми, кого я знаю в Красноярске. Я очень люблю музыку, и просто ее слушать, и создавать. С католическим хором мы записали одну песню для Всемирного дня молодежи-2016, и здорово, что я оставлю здесь что-то на память.
Чего боялись больше всего, когда принимали решение о переезде? Оправдались ли опасения?
Больше всего в тот момент я беспокоился, что начнется настоящая война между Россией и Украиной, меня пугали ее последствия. Я бы очень не хотел быть тем европейцем, что окажется посреди Сибири в момент вооруженного конфликта двух стран.
Самые большие различия между Красноярском и вашим родным городом?
На самом деле, я был удивлен тем, как похожи Красноярск и Братислава, но и о различиях тоже могу сказать.
- Люди здесь не улыбаются. Я имею в виду, что по улицам Братиславы тоже, конечно, не разгуливают толпы сияющих счастливых людей, но первые месяцы моей жизни здесь все казались реально злыми. Потом я просто к этому привык.
- Информационные таблички в автобусах и на улицах просто ужасны. Без помощи интернета и друзей любой иностранец в городе просто потеряется. Кроме того, часто отсутствует расписание.
- Еще оказалось, что тут очень легко попросить закурить — обычно достаточно просто поднести два пальца ко рту, при этом можно даже ничего не говорить.
Но я могу сказать и о вещах, которые мне нравятся в Красноярске.
Ваша река — это что-то. Енисей делает Красноярск похожим на Братиславу. Еще потрясающие мосты, особенно Коммунальный. И Столбы — я вообще люблю природу, ну а Столбы прекрасны. Еще мне нравится бар «Светофор» около железнодорожного вокзала. Там просто и уютно, хорошее пиво, но плохая медовуха.
Любят ли красноярцы иностранцев? Сталкивались ли с проявлениями межнациональной нетерпимости?
Поскольку я тоже славянин, то не сталкивался с проявлениями нетолерантности. Может быть, мне просто повезло, а может, русские ко всем относятся хорошо.
Когда кто-то узнает, что я иностранец, то обычно первая реакция — это дружеский интерес. Следуют расспросы, поиск моего профиля Вконтакте, потом еще больше вопросов. Первое время я с опаской знакомился с новыми людьми, поскольку плохо знал русский, но с ростом моих языковых навыков росла и моя уверенность в себе. В целом, мой личный опыт идет вразрез с тем, что я слышал о русских.
Трудно ли было найти жилье в Красноярске? Устраивают ли бытовые условия и арендная плата?
К счастью, жилье мне предоставила ИНТЕРРА, так что я был избавлен от необходимости его искать.
Самая большая проблема на новом месте? К чему до сих пор не смогли привыкнуть?
Я привык к городу очень быстро. Во многом Красноярск очень похож на Братиславу, и у меня не было больших проблем с акклиматизацией. Но я до сих пор не смог привыкнуть к тому, что общественный транспорт прекращает работу в 23.00 и единственный способ передвижения по городу после этого — такси. Это не самая большая проблема и не то, что делало бы мою жизнь в Красноярске невыносимой, но всё равно приходится сталкиваться с этим ежедневно.
Покидая родную страну, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
Я уезжал с легким сердцем и не оглядывался назад.
Экономика вашей жизни в Красноярске: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты. Стало легче жить в плане денег?
Мой бюджет в Красноярске меньше обычного, но у меня нет дорогостоящих потребностей.
Мое волонтерское пособие (деньги на еду, транспорт и мелкие расходы) зависит от курса евро, поэтому в последние полгода его размер претерпевал интересные изменения, но вскоре все вернулось на свои места.
Цены на еду и транспорт похожи на словацкие, так что с этим сюрпризов для меня не было.
Сколько вы уже живете в Красноярске? Мечтаете вернуться на родину?
Как это обычно бывает с работой в EVS, я с самого начала знал, что однажды мне придется уехать. Я прожил в Красноярске 9 месяцев и через пару недель вернусь домой.
Как ни странно, живя здесь, я не особо скучал по дому. Но чем ближе дата отъезда, тем больше я думаю о нем. Уехать из России мне будет сложнее, чем из Словакии, в основном, потому что тогда я точно знал, что однажды вернусь.
Какие бы Вы дали советы иностранцам, собирающимся сейчас переехать жить в Сибирь?
- Не переживайте.
- Не верьте предрассудкам.
- Знание языка не обязательно.
- Поезда всегда приходят вовремя.
- Люди здесь не так агрессивны, какими кажутся, у них просто такой стиль общения.
- Москва — это еще не Россия.
- Лето в Сибири теплое. Здесь нет медведей в ушанках, катающихся на велосипедах с бутылкой водки в лапах.
- Здесь очень красиво и каждый хочет стать твоим другом.
- Здесь трудно купить алкоголь после 23.00.
- Крым был, есть и будет русским — это непреложная истина практически для всех в Сибири.
- Если вы сомневаетесь, смывать или нет туалетную бумагу — не смывайте.
- Выглядеть по-западному — недостаток.
- Обучение русскому языку не поможет вам понять Достоевского.
- Если пьете — закусывайте.
Ян Гулман специально для интернет-газеты Newslab.ru
*Организация внесена Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.