Напомним, 19 июня состоится открытый конкурс по продаже 51% акций ОАО «Эра Групп», в собственности которого находится международный аэропорт «Емельяново». Ранее, 11 июня, было объявлено, что к конкурсу допущены все три компании, подавшие заявки на участие в торгах: ПАО «Красноярская ГЭС» (компания «Базового элемента»), ООО «Емельяново-Инвест» (подконтрольная ГК «Аэропорты регионов») и ООО «Аквамарин» (компания аэропортового холдинга «Новапорт»).
Newslab.ru уже писал, что в случае победы на конкурсе «Красноярской ГЭС» фактически управлять красноярским аэропортом, скорее всего, будет «Базэл Аэро» — компания, управляющая аэропортовыми активами «Базового элемента». Тогда была отмечена несколько подмоченная репутация «Базэл Аэро», в том числе, из-за скандалов, связанных с аэропортом Краснодара, которым она владеет. И вот на днях из федеральных СМИ стало известно, что краснодарскому аэропорту грозит ограничение полетов на несколько месяцев вплоть до полного закрытия. Причина — незавершенная реконструкция взлетно-посадочной полосы и неудовлетворительное состояние аэродрома.
По данным открытых источников, реконструкция аэродрома краснодарского аэропорта идет еще с 2012 года. Подрядчик работ — компания «Трансстрой». На момент заключения договора она, так же как и владелец аэропорта компания «Базэл Аэро», входила в состав холдинга «Базовый элемент».
Заказчиком строительства выступила ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Иначе говоря, деньги на реконструкцию выделялись из государственного бюджета.
Изначально предполагалось, что работы будут завершены в 2014 году. К этому времени подрядчик должен был отремонтировать взлетно-посадочную полосу (ВПП) аэродрома. В качестве временной ВПП на время реконструкции переоборудовали магистральную рулежную дорожку (МРД). Однако установленные сроки прошли, а реконструкция ВПП до сих пор не завершена. В то же время пришла в негодность и МРД, которая в принципе не предназначена под нагрузки взлетно-посадочной полосы. В итоге краснодарский аэропорт — седьмой в России по пассажиропотоку — сейчас фактически на грани остановки.
При этом, как водится, денег на завершение реконструкции нет. Средства из бюджета были выделены подрядчику авансом, и к настоящему времени полностью «освоены». Примечательно, что сам подрядчик — компания «Трансстрой» — в 2014 году (когда подошел срок завершения реконструкции) был перепродан «Базовым элементом» другому собственнику. В итоге сегодня ситуация зашла в тупик: у подрядчика денег на продолжение работ нет, и он просит о дополнительном бюджетном финансировании, однако для государства это будет означать — дважды заплатить за одну работу. При этом, заметьте, «Базэл Аэро» в сложившейся ситуации вроде как «умывает руки».
Сейчас скандал с краснодарским аэропортом вышел на уровень президента. Врио губернатора Краснодарского края Вениамин Кондратьев написал Владимиру Путину письмо, в котором указал, что если реконструкция аэродрома не будет завершена до 1 сентября, «Росавиация» может ограничить работу краснодарского аэропорта вплоть до полной остановки полетов.
Теперь вернемся к началу текста: «Базэл Аэро» — одна из компаний, претендующих (через «Красноярскую ГЭС») на акции аэропорта «Емельяново». Примет ли конкурсная комиссия во внимание «блестящий» опыт управления данной компанией аэропортом Краснодара?
Согласитесь, повод задуматься есть: не ожидает ли красноярский аэропорт участь краснодарского? И вообще — есть ли деньги у «Базэл Аэро» на реконструкцию «Емельяново»? К слову, компания пока не рассчиталась за недавно приобретенный аэропорт Владивостока.
Антон Смирнов