В Красноярске их знают многие. Здесь у них остались родные и друзья. Но они предпочли уехать. Кирилл Виноградов. Красноярск — Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки. Онлайн-ответы на 10 вопросов.
Расскажите немного о себе — где родились, где учились, кем работали до переезда?
Родился я в Белоруссии. Собственно, прожил я там всего год и с тех пор так и не побывал в родных местах — моя семья переехала в Россию. Вообще, мой отец был родом из Сибири, а мама, как и я, родилась в Белоруссии. Но дух работы за границей обитал в семье уже с моего рождения — в то время отец был летчиком на вертолете Ми-8 в Ливии, где работал по годовому контракту, а чуть позже к нему присоединилась и моя мама.
Так вот, отца по распределению направили в Енисейск, куда мы всей семьей и переехали. Прожил я там до 12 лет. Потом попали в Красноярск, жили на Взлетке, я учился в школе № 145. Поступил в КГУ на иняз, и в 18 лет поехал в США по программе Work and Travel. Это был 2002-й год — Россия на то время была всего второй год участником этой программы. Ребята со старших курсов, которые ездили годом ранее, вдохновили на этот шаг.
Я думаю, это не будет ни для кого откровением, если я скажу, что знание языка страны, в которую вы направляетесь, является ключевым фактором вашей дальнейшей жизни в этом месте. Английский выручил меня уже в самые первые дни жизни в США, когда мне пришлось самому искать дорогу к работодателю и его правильный адрес. В Москве мне выдали абсолютно неверную информацию по городу и адресу, хорошо, хоть название компании было верным.
Контракт мой был на 3 месяца, работал я спасателем в бассейне. Заработок был приличный по стандартам студента из России, который решил подзаработать за лето. Как для студента иняза, это также был и очень важный культурный и языковой опыт. Условия программы позволяли нам оставаться на территории США до 5 месяцев. К сожалению, по окончанию моего контракта найти новую работу не получилось. Удаленность от больших городов, отсутствие машины и нехватка времени сыграли в этом большую роль.
Впечатления от поездки были только положительные. К тому же, в 2002-м году экономическая разница между США и Россией была колоссальной. Это сейчас значение английского слова mall (крупный торговый центр) является вполне обыденным для русскоговорящего человека. Тогда же, только чтобы описать, что это такое, требовалось не одно предложение. По возвращению в Россию у меня началась жуткая депрессия. Меня не переставали донимать мысли, почему я не остался и не сделал все, что было в моих силах, чтобы это было возможным...
Все мои сокурсники тоже были довольны своим опытом работы в Америке. Наши рассказы вдохновили многих других ребят с факультета поехать в следующем году. Однако в 2003-м посольство США в России внесло поправки процедуру получения виз. Теперь интервью было обязательным (годом ранее этого не требовалось и мы все получили визы без личного присутствия в посольстве). Из-за разного вида бюрократических тонкостей практически все ребята, которых я знал, визы не получили. Они даже не дошли до самого интервью. Многие турфирмы, которые работали с программой Work and Travel, назвали это «кошмаром 2003-го года». Многие потратили деньги впустую, только потому что решили поехать в Москву и ожидать приглашения на интервью там. Я же, в силу разных обстоятельств, решил не оформляться в этот раз, хотя и собирался. Для многих этот негативный опыт стал главным фактором в решении больше не тратить свое время и деньги на программу Work and Travel.
Моя жизнь продолжалась и идеи вернуться в США уже больше напоминали далекие фантазии.
За годы после моей первой поездки я успел сменить несколько работ: занимался письменным переводом, работал менеджером в салоне сотовой связи сети Dixis, которая больше не существует, танцевал в клубах как гоу-гоу танцор, и даже сменил университет.
На дворе был 2008-й год, я заканчивал 5-й курс факультета иностранных языков Красноярского педагогического университета. Некоторые мои сокурсники решили поехать в Америку все по той же Work and Travel. В отличие от многих стран-участников этой программы, Россия имела ограничение по возрасту: к программе допускались только лица моложе 23 лет. На тот момент мне было уже больше 23, поэтому подобный вариант не рассматривался. Тем не менее, мои совместные походы с друзьями в турфирмы по поводу их поездки помогли найти новый вариант.
В России всегда была популярна тема работы за рубежом, а ее младшая сестра — учеба за границей — всегда оставалась в тени. Даже турфирмы, которые предлагали подобные программы, особо никогда их не рекламировали.
После многочисленных разговоров с представителями разных фирм было принято решение ехать учиться в Бостон по программе подготовки поступления в американскую магистратуру. В большинстве случаев иностранные дипломы магистра в США приравниваются к бакалавриату. Чтобы поступить в магистратуру, здесь необходимо сдать насколько объемных и сложных тестов. Один из них требуется для всех иностранных студентов (TOEFL), два других (GRE и GMAT) — для всех желающих получить диплом магистра. Если для первого теста моих знаний академического английского языка было достаточно, то для GRE мне потребовалось 6 месяцев интенсивной подготовки в Бостоне.
По окончанию программы я разослал несколько пакетов документов в различные университеты США, в которых желал учиться. Из Бостона переехал в Нью-Йорк, ожидая ответа от учебных заведений. Летом 2009-го получил несколько приглашений, одно из них было от Университета Сан-Франциско (The University of San Francisco). В конце лета я переехал в Сан-Франциско, где начал обучение в магистратуре. Позже, когда учеба уже подходила к завершению, мое расписание сократилось до занятий раз в две недели. Я решил вернуться в Нью-Йорк. Устроился в офис по работе с недвижимостью и продолжил летать каждые две недели назад в Сан-Франциско на занятия.
Прожил я в таком режиме почти полтора года. В течение этого времени у меня не было, пожалуй, ни одного выходного дня, так как мне приходилось совмещать учебу с работой. Учитывая, что они находились на разных концах страны и объединял их 6-часовой перелет, то подобный опыт был нелегким, хоть и очень интересным.
В 2012-м я получил американский диплом магистра и с тех пор живу и работаю в Нью-Йорке.
Нужно ли готовиться к переезду? Или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%?
К переезду всегда нужно готовиться. Не могу себе представить, как подобное решение может быть импульсивным. Это очень серьезный шаг, от которого зависит дальнейшая жизнь.
На собственном опыте я испытал, что такое уехать в 18 лет и что такое уехать в 25. Чем ты моложе — тем тебе легче адаптироваться. Многие трудности преодолеваются легче. В 18 я не задумывался о многих вещах и просто двигался на подростковой волне. В 25 появилось больше барьеров в голове.
Снимаю шляпу перед теми, кто решается переехать в другую страну после 40 или 50. Мне кажется, это героический поступок. Для меня всегда было важным быть частью этой культуры, иметь возможность общаться с носителями языка на равных. Меня никогда не привлекала перспектива статуса иммигранта, человека «из другой страны». Поэтому я всегда уделял особое внимание языку, произношению, культуре и подобным вещам. Печально видеть молодых ребят, которые до сих пор приезжают по Work and Travel и не пользуются возможностью влиться в местную культуру. Живут обособленно и общаются между собой только на русском. В силу этого, многие из них упускают возможность подтянуть уровень языка, застревая на уровне работ для студентов.
Пять самых больших различий России и вашей новой страны?
В первую очередь, это толерантность. Общество здесь терпимее относится к индивидуальности, отличиям от других. Оригинальность и креативность только приветствуются.
Во-вторых, люди здесь не жалуются на жизнь. Нет вечного нытья и манеры прибедняться, которая наблюдается в России. Здесь принято «продавать» себя и говорить, как у тебя все замечательно, хорошо и насколько ты успешен.
Люди в Америке более отзывчивые, когда требуется помощь или услуга.
Про сервис, я думаю, многие и так знают. В России плохой сервис всегда был притчей во языцех. Хотя за последние годы, я заметил, этот аспект меняется в лучшую сторону. Я думаю, это связано с тем, что все больше молодежи появляется в различных сферах услуг. Все дальше в прошлом остается «совковое» влияние. К тому же, люди начали понимать, что в условиях рыночной экономики иметь хорошие отзывы очень важно для процветания бизнеса.
Ну и последнее — это, скорее всего, то, что жители США не помешаны поголовно на рождении детей. Здесь больше в почете культура карьеры. Создается впечатление, что многие сначала задумываются о том, в каких условиях будут жить их дети, а лишь потом планируют семью. В России очень часто даже в больших городах и в обеспеченных семьях заводят детей в возрасте до 25 лет. Мне кажется, эта традиция еще тянется со времен Советского Союза.
Вы чувствуете себя чужим в новой стране?
Лукавить не буду. Да, бывают такие моменты, но в России я себя чувствовал чужим не меньше. Я думаю, это состояние души, которое не зависит от страны, в которой ты живешь.
Трудно ли найти работу/жилье?
Здесь все так же, как и в России: в больших городах работу найти легче. При этом уровень языка на это не влияет. Главное — желание. Тем не менее, возможность найти хорошо оплачиваемую и престижную работу — задача не из легких. Все зависит от уровня образования, опыта работы в той или иной сфере. Иногда и без связей дело не обходится, как и в России. Уровень конкуренции в больших городах также играет немаловажную роль.
Я работаю в сфере недвижимости в Williamsburg (популярный и быстроразвивающийся район Бруклина).
Средний уровень зарплат в этой сфере зависит от района города и того, чем конкретно занимается агент. Если это только квартиры в аренду, то годовой заработок колеблется в районе $35-40 тыс. (2,3 млн — 2,7 млн рублей) в год. Если же это сделки по продаже недвижимости, то, соотвественно, и зарплата выше. Работа сезонная: пик приходится на весну-начало лета, мертвый сезон — ноябрь. В большинстве случаев — это работа на комиссию.
Уезжая из России, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
Сложнее расставаться — с мамой и друзьями. А если мама — твой друг (как в моем случае), то это сложнее вдвойне.
Многие мои друзья тоже переехали сюда, поэтому в этом плане мне повезло. К тому же, технологический прогресс облегчил общение с теми, кого я люблю и по кому скучаю в России. Например, в 2002 году было проблематично и накладно сделать даже простой телефонный звонок из США в Россию. Сейчас, когда видеозвонки и обычные звонки осуществляются через интернет и, в большинстве случаев, это не стоит больших денег, то проблем с этим нет.
Экономика вашей жизни в новой стране: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты. Стало легче жить в плане денег? Если не сложно — расскажите поподробнее о средних месячных расходах (транспорт, жильё, еда, медицина, развлечения и т.д.).
Я думаю, самое большое отличие — это медицина. Здесь бесплатной медицины нет вообще. Ты либо ты оплачиваешь медицинскую страховку каждый месяц из своего кармана, либо это делает твой работодатель. При этом найти работу, предлагающую полный соцпакет, не так уж и легко.
С другой стороны, в России все больше стало появляться частных платных клиник. Качество их услуг, по сравнению с госучреждениями, отличается в лучшую сторону. Сам пользовался неоднократно и остался доволен. Я думаю, что их популярность только подтверждает, что люди в России готовы платить за качественную медицину.
Сравнивать цены на жилье в США и в России занятие неблагодарное, так как уровень зарплат здесь и там — совершенно разный. Средняя зарплата в Нью-Йорке — от $3-4 тыс. (200-260 тыс. рублей) в месяц и выше. Аренда жилья «съедает» ощутимую часть заработка, но в России картина не лучше.
Насчет расходов на еду я могу сказать, что лично сравнивал цены, так как был в России три раза в прошлом году. Был поражен тем, что некоторые продукты сравнимы, а иногда и аналогичны по цене. Для меня это было неприятным открытием, учитывая, что уровень зарплат Красноярска намного ниже, чем Нью-Йорке.
Сколько вы уже живете в Америке? Были ли мысли вернуться в Россию?
В сентябре будет 7 лет с момента моего второго приезда в США и уже более 13 лет с тех пор, как я приехал сюда впервые.
Были мысли вернуться? Конечно, были. Но, я думаю, они были сравнимы с теми мыслями, которые нас посещают, когда нам хочется что-то поменять в жизни. Как говорится, там хорошо, где нас нет.
Кирилл Виноградов специально для Newslab.ru