В России рынок игр оставляет за собой звание самого значимого и перспективно развивающегося направления российского рынка цифрового контента. Такие виды цифрового контента, как музыка, электронные книги, видео, занимают существенно меньшие объёмы в денежном выражении, за них в России платить традиционно не привыкли.
От смартфона до компьютера
Эксперты J’son & Partners Consulting выделили пять направлений развития всей игровой индустрии, в каждом из которых были рассмотрены основные издатели и разработчики.
МMO-игры (массовые многопользовательские онлайн-игры): Mail.Ru Games, Wargaming.net, Innova Systems, Supercell, Gaijin, Syncopate, Nival и др.
Игры, для запуска которых требуется установить на компьютере пользователя программу-клиент. Технологически они представляют собой качественный продукт, сделанный с использованием последних новинок 3D графики, стереозвука, компьютерной анимации. Развитие широкополосного доступа в Интернет и постоянное увеличение производительности персональных компьютеров обуславливает факт того, что цифровая дистрибуция контента в данном сегменте почти полностью вытеснила продажи физических носителей.
Важной отличительной особенностью многопользовательских онлайн-игр является активная работа издателей с сообществом игроков (community). Фактически вокруг каждого MO-проекта формируется своего рода «социальная сеть», состоящая из игроков, команд, кланов и т.д. Важность работы с сообществом обусловила появление понятия «комьюнити-менеджмент».
Мобильные игры: Rovio Entertainment Ltd., Game Insight, HeroCraft.
Распространение смартфонов и планшетов, улучшение их функционала, а также расширение покрытия 3G и 4G (LTE) заставляют развиваться этот рынок на огромных скоростях. Преимуществом остается «носимость» мобильного девайса: смартфон находится рядом с пользователем в самых разных ситуациях, когда доступа к другим игровым платформам нет, и когда человек испытывает потребность в развлечениях и «тайм-киллерах», например, в транспорте, в очередях и т. д. В настоящее время наметился переход от «казуальных» игр к более серьезным жанрам, в которые обычно играют на ПК.
Игры для персонального компьютера: Rockstar Games, Bethesda Softworks, Ubisoft Entertainment,Valve Corporation, Blizzard Entertainment, Electronic Arts и др.
Пользователи PC-игр составляют ядро всей «геймерской» аудитории. Они — очень лояльные игроки, их игровой стаж может исчисляться годами и десятилетиями. Подобная лояльность и устоявшиеся игровые привычки активно поддерживают развитие данного сегмента. Но, в тоже время, на фоне других сегментов игр динамика рынка PC-игр в ближайшие годы снизится и рост ее составит около 3-5% в год.
Игры на консолях (приставках): Electronic Arts (EA), Nintendo, Activision, Sony, Ubisoft Entertainment и др.
Консоли как платформы для потребления игрового контента являются уникальным продуктом на рынке, аналогов которому нет. В отличие от других платформенных решений, приставки были изначально созданы для игровой индустрии и имеют ряд преимуществ по сравнению с любым другим устройством, на котором можно играть. Более глубокое погружение игрока в процесс, широкое разнообразие интерактивных функций приставок и аксессуаров к ним.
Браузерные / социальные игры: Mail.Ru Games, GameInsight, Plarium, RJ Games и др.
Выпуск браузерной (не требующей установки игрового клиента на ПК) игры сейчас как правило сопровождается и выпуском версии для социальных сетей и мобильных платформ. Сегмент игр для социальных сетей в свою очередь также активно наполняется более серьезными, насыщенными контентом проектами. Если раньше под термином «игра для соцсети» подразумевалась простая «казуальная» игра, то в последнее время на первые места выходят ролевые игры, экшн и стратегии.
Вместе весело играть
В 2014 году сегмент многопользовательских онлайн-игр (ММО) в России вырос на 24% и достиг отметки в 28 млрд рублей. Объем рынка увеличился более чем в два раза в сравнении с 2012 годом. Сегмент MMO-игр продолжает активно расти и сохраняет свою прибыльность для разработчиков.
По данным аналитической фирмы Newzoo, в России доля поклонников ММО из общего числа игроков составляет 50%. Для сравнения, этот показатель в США и Южной Корее равен 45%, а в Китае — 65%.
Портрет современного игрока ММО, если сравнивать Россию, США, Китай и Южную Корею схож — в многопользовательские игры в этих странах чаще играют мужчины в возрасте от 21 до 35 лет. Полностью или частично трудоустроены 77% игроков в России, 74% в США, 87% в Китае и 67% в Южной Корее.
Еще один тренд, связанный с аудиторией многопользовательских клиентских онлайн-игр — она продолжает взрослеть. По данным NewZoo, аудитория игроков ММО в сегменте 21-35 лет составляет 49%.
Кто на новенького
World of Warcraft, World of tanks, War Thunder, Warface, League of Legends, Counter Strike: Global Offensive, Perfect World, Dota 2 — названия этих игр знакомы всем любителям компьютерных сражений, но буквально каждый месяц появляются новые проекты, способные занять умы и сердца игроков со всего мира.
В числе наиболее ожидаемых онлайн-игр — следующие проекты:
Heroes of the Storm — онлайн-игра в жанре MOBA, разрабатываемая Blizzard Entertainment и вышедшая 2 июня 2015. Основная идея игры — сбор персонажей вселенных Blizzard в одной игре. Является free-to-play (бесплатная установка) игрой с микротранзакциями.
Black Desert — современная ролевая онлайн игра, действие которой разворачивается в фентезийном Средневековье. Огромный бесшовный мир и сотни километров для исследования поразят в самое сердце даже заядлых любителей одиночных RPG.
Bless была объявлена бесплатным MMORPG проектом от компании Neowiz. Игра разрабатывается на движке Unreal Engine 3 и обещает поразить геймеров своей графикой.Вселенная Bless имеет 10 различных рас, каждая со своей собственной историей и обширной территорией. Эти расы расположены на двух противоположных областях: Hierapolis и Cosmopolis. Они ведут ожесточённую войну за религию и философию.
Armored Warfare: Проект Армата (сейчас проект на стадии закрытого бета-тестирования, а начиная с 13 сентября любой желающий сможет зарегистрироваться, скачать клиент и начать играть) — это командный онлайн-шутер, в котором игроки управляют современной техникой: танками, артиллерией и боевыми машинами. Разработкой занимается Obsidian Entertainment — известная студия, в первую очередь знаменитая ролевыми играми Neverwinter Nights 2, Star Wars: KotOR 2 — The Sith Lords. Главное отличие Armored Warfare от других танковых онлайн-игр — отличная графика, детальная модель разрушений танков и современная техника. Кстати, в игре будет современная российская разработка — танк «Армата». Разработчики тесно сотрудничают с Уралвагонзаводом.
Total War: Arena — это free-to-play онлайн проект, который представляет собой смесь из жанров MOBA и RTS. Игрокам предстоит сразиться друг с другом в роли величайших командиров в истории, каждый из который будет контролировать три отряда. Между сражениями можно улучшать командиров и войска. Так же игроки смогут зарабатывать и покупать внутриигровой контент.
Tom Clancy’s: The Division — кроссплатформенная компьютерная игра в жанре TPS и MMO RPG. По сюжету, в 2001 году группа учёных и политиков запустила проект под названием Dark Winter (рус. «Тёмная зима») — особую программу, призванную проверить способность общества быстро реагировать на атаки био-террористов.
Интернет-газета Newslab.ru