Основатель красноярской «Медовой компании» Ирина Бондарь рассказала Newslab.ru, почему для успеха в бизнесе сегодня мало уметь «вертеться» — надо знать экономику и постоянно совершенствовать бизнес-навыки.
Был ли у вас опыт ведения собственного бизнеса до «Медовой компании»?
«Медовая компания» — мой первый самостоятельный бизнес. До ее создания в начале 2000-х годов я успела поработать в различных торговых организациях, занималась продвижением продуктов питания. На определенном этапе возникло желание начать работать самостоятельно — уже хватало для этого опыта и компетенций. Да и образование позволяло попробовать силы в продуктовом бизнесе — я по профессии технолог пищевого производства и инженер-экономист.
Продукция: мед и продукты питания на его основе, дикоросы
Бренды: «Медовица», «Дары Сибири», «Медовая компания»
Штат: 25 сотрудников
Достижения: медаль Красноярского агропромышленного форума за продукт «Сбитень Дары Сибири» (2013 г.)
Как появилась идея бизнеса?
Мне с самого начала были интересны продукты здорового питания, в первую очередь мед и дикоросы. К тому же этот сегмент в то время в Красноярске только начал формироваться — подобная продукция продавалась в основном на стихийных рынках, а в магазинах даже простого фасованного меда было практически не найти. Поэтому метаний с выбором направления бизнеса у меня не было.
Начали мы с того, что стали фасовать и реализовывать мед, который приобретали у пчеловодов края, а через несколько лет — примерно в 2006 году — пришли уже к переработке — стали производить продукты на основе меда.
Сегодня у нас в ассортименте различные виды меда — с прополисом, живицей, кедровым и грецким орехом и т.д., дикорастущие грибы и ягоды, а также наш флагманский продукт — медовый бальзам «Сбитень Дары Сибири»
Легко было начинать свое дело?
Трудностей было достаточно. Где-то не хватало денег, где-то — знаний специфики медового бизнеса, да и на рынке нас никто не ждал с распростертыми объятьями. Так что пришлось в буквальном смысле пробиваться к потребителю. Мне во многом помогло знание экономики. Все-таки образование для предпринимателя очень важно. Что бы ни говорили об умении «крутиться», «коммерческой жилке» и т.п., но, если у тебя нет хотя бы базовых знаний экономики, бухгалтерии, выжить в бизнесе будет очень сложно. Я наблюдала многих предпринимателей, которые начинали свое дело, и вроде бы у них получалось поначалу, а потом они пропадали с рынка. Люди могли на старте заработать деньги, но выстроить эффективный долгосрочный бизнес у них уже не получалось — не хватало для этого знаний и навыков.
Сколько средств вы вложили в проект? Были трудности с привлечением инвестиций?
На старте, в начале 2000-х годов, я вложила в бизнес около 10 тыс. руб. Это были целиком мои собственные деньги, заработанные ранее в других компаниях. Конечно, потом неоднократно приходилось брать кредиты — на приобретение оборудования, на выкуп производственных площадей и т.д. Надо сказать, что в то время взять кредит было практически невозможно, поэтому трудности с привлечением инвестиций действительно были. Сейчас в этом отношении значительно проще.
Как скоро компания вышла на окупаемость?
Вы знаете, я изначально не задумывала какой-то сверхамбициозный бизнес-проект, который требовал больших инвестиций и долгосрочной окупаемости. Вкладывая в компанию свои, а затем заемные средства, я исходила из того, что мы могли заработать на текущий момент. Поэтому как такового периода окупаемости у нас не было, компания сразу стала приносить доход. Плюс к тому, когда мы запустили свое производство, у нас уже было налажено торговое направление, так что и здесь нам не пришлось долго ждать, пока окупится оборудование.
Сколько человек сегодня задействовано в вашем бизнесе?
В штате компании на данный момент трудятся 25 человек. Половина из них — работники производства, которое у нас расположено в селе Таскино Емельяновского района. Остальные сотрудники работают в Красноярске — это продавцы, менеджеры по продажам, фасовщики, технический персонал.
Насколько высока конкуренция в вашем сегменте? Как справляетесь?
Конкуренция, я бы сказала, средней плотности. Не скажу, что рынок забит под завязку, но игроков хватает — это и небольшие, и достаточно крупные компании - как местные, так и из других регионов, и пчеловоды-частники, которых традиционно много на этом рынке. Как справляемся? Секретов особых нет: главное — нужно поставлять на рынок действительно качественный продукт и уметь убедить в этом покупателя. Это достаточно непросто, поскольку известно, что на рынке меда полно фальсификата.
Поэтому, чтобы здесь успешно работать, необходимо самому быть профессионалом и хорошо разбираться в продукте. Я, к примеру, являюсь экспертом продукции пчеловодства, кроме того, два года обучалась у итальянского преподавателя на дегустатора меда. И даже после этого приходится постоянно изучать что-то новое, ездить на различные конференции, семинары и форумы по пчеловодству и продуктам здорового питания.
Плюс к тому, необходимо совершенствоваться и в бизнесовых науках — изучать маркетинг, интернет-продажи, следить за изменениями рынка, появлением новых продуктов и т. д.
Как воспринимают красноярцы продукцию вашей компании?
Могу сказать одно — спрос на нашу продукцию есть. Более того, я отчетливо вижу, что в последние годы у нас растет спрос на продукты здорового питания в целом. Поэтому я все больше убеждаюсь в дальнейшей перспективности нашего бизнеса.
Вы сотрудничаете с Красноярским региональным агентством поддержки малого и среднего бизнеса? Что это вам дает?
С агентством мы начали сотрудничать сравнительно недавно, но могу сказать, что помощь, которую оно оказывает нам и другим красноярским производителям, действительно очень и очень существенна. Во-первых, благодаря поддержке агентства мы выходим в другие регионы и страны. Оно организует наши поездки на различные выставки, причем мы едем не поодиночке, а целой делегацией, представительством от Красноярского края. Это очень важно, поскольку мы занимаем единую площадку, которая сразу привлекает внимание посетителей и потенциальных партнеров.
Второй момент — агентство предоставляет компаниям займы под очень выгодный процент. К слову, мы уже дважды в этом году прибегали к финансовой помощи агентства.
Третье — помощь в продвижении нашей продукции на рынки других регионов и стран. К примеру, для вывода наших продуктов в Казахстан и Китай сотрудники агентства сделали нам перевод документации и этикеток.
Насколько интересна ваша продукция за рубежом?
Интерес есть, причем, в том же Китае — огромный. Там сейчас просто бешеный спрос на натуральные продукты из России, в том числе на мед. Кроме того, на данный момент мы поставляем нашу продукцию в Казахстан и Белоруссию, планируем начать поставки в Эстонию.
Конечно, фасованным медом трудно где-либо удивить потребителя, потому что в каждом регионе есть свои производители. Поэтому в первую очередь мы продвигаем на внешние рынки «Сбитень Дары Сибири» — наш основной продукт, приготовленный по моей оригинальной рецептуре и технологии. А мед и дикоросы идут, что называется, прицепом. Хотя сейчас мы выпустили линейку чисто сибирских медов «Лучшие меды Сибири» — включили в нее кипрейный, дягилевый, донниковый и другие местные меды — и она оказалась интересной потребителям других регионов и за рубежом.
Каковы ваши дальнейшие планы по развитию бизнеса?
Сейчас у нас в планах разработка новой продукции. Причем, возможно, не только продуктов питания, но и косметики. Мы купили новый экстрактор, который позволяет производить как пищевые экстракты, так и эфирные масла, используемые в изготовлении косметических средств. Естественно, производить их будем также на основе наших сибирских трав. Так что в планах, по сути, запуск нового бизнес-направления. Площади, персонал и оборудование нам это позволяют. Почему бы и нет?