Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Бесплатный бензин закончился

Бесплатный бензин закончился

06.11.2015
0
Слева направо: вице-президент Альфа-банка Дмитрий Жиздюк, директор Процессингового центра Альфа-банка Вилен Тимирязев, директор региональных продаж Альфа-Банка Владимир Сутырин
Фото: Мария Ананова / «КП Красноярск»

Факты

История, которая недавно случилась с клиентами «Альфа-Банка», — нонсенс. Такого в российской банковской практике еще не было. Однако произошло.

С мая по октябрь клиенты Альфа-Банка традиционно заправлялись и пользовались иными услугами АЗС «Газпромнефть» в Красноярске и крае. И все бы ничего, но деньги с их счетов не списывались, а возвращались обратно. Накопившиеся траты за бензин были списаны лишь в октябре и единовременно. Понятно, что суммы у многих оказались немалые. Отсюда и минусовой баланс у многих пользователей.

В социальных сетях клиенты банка выражали неудовольствие, приходили в отделения, чтобы разобраться, почему возникли списания и некоторые превратились в должников. Всего с многомесячной задержкой проведено 50 тысяч транзакций. Подробности объяснил Вилен Тимирязев, директор Процессингового центра Альфа-Банка.

Если говорить о механике проведения операций, то когда клиент оплачивает картой ту или иную покупку, деньги с его счета списываются не сразу. Они замораживаются или по-правильному холдируются. Именно об этом приходят смс-сообщения на телефон после покупки. И только после того, как банк-эквайер, чей терминал установлен в конкретной точке продаж, отправит запрос в банк покупателя, средства отправляются получателю. Обычно эта операция занимает до девяти дней. Но в случае с заправками «Газпромнефть» и соответственно с банком-эквайером «Газпромбанком», чьи терминалы и стоят на АЗС, это растянулось на месяцы.

Важный момент, касаемый конкретно Альфа Банка: если спустя девять дней банк-эквайер (тот, через чей терминал была оплачена покупка) не выставил счет банку клиента, средства размораживаются и становятся доступными. Однако никакого уведомления об этом клиент не получает, потому что по сути операция не была совершена.

Так и вышло: клиенты Альфы много месяцев оплачивали бензин по карте, на девять дней суммы «уходили» со счета, однако спустя это время «возвращались» обратно. Любопытный факт некоторые из клиентов поняли, что бензин формально бесплатный, и начали заливаться на «Газпромнефти» по полной. Рекорд принадлежит красноярцу, который с мая по октябрь заправился на 5000 литров. Теперь сумму всех покупок ему придется банку вернуть.

Сотрудник «Газпромбанка» в какой-то момент не поставил нужное значение при обработке платежа. Спохватились в этом банке только через полгода. Так что это человеческий фактор, а не технический сбой, — подчеркнул Тимирязев.

Последствия

Проблема подробно обсуждалась с «Газпромбанком». Выводы сделаны. Несмотря на то, что ситуация, которая произошла, оказалась в рамках правил платежных систем, клиенты к ней оказались не готовы.

Мы сами о ситуации узнали от клиентов, — заявил Дмитрий Жиздюк, вице-президент Альфа-Банка. — В результате мы предоставили клиентам полную информацию о том, что двойных списаний не было, а также о том, что деньги, холдированные для оплаты топлива, возвращались обратно на счет показали конкретные суммы и даты.

Понятно, что разовое списание почти полугодовых расходов на бензин расстроило многих. И ладно, если деньги были на счету и лишь часть их оказалась списана. Но сотни клиентов нужной суммы на счетах не имели и ушли в так называемый технический овердрафт по сути, оказались должниками Альфа Банка. По договору, заключенному между каждым клиентом и банком, на такой овердрафт должны начисляться проценты. Однако понимая ответственность за случившееся, в Альфа-Банке для таких вынужденных должников проценты ликвидировали. Кроме того, там разработали механизм реструктуризации долга.

  • Если долг до 3000 рублей: погасить без процентов можно до конца года;
  • Если долг от 3000 до 10000 рублей: погасить без процентов можно до конца года двумя частями;
  • Если долг от 10000 и выше: погасить без процентов можно до февраля 2016 года четырьмя частями.

Понятно, что банк понес репутационные риски, но нас сейчас больше заботит то, что пострадали наши клиенты, — заявила Екатерина Березовская, директор по розничному бизнесу в Красноярске. — Три с половиной недели наша команда работала над тем, чтобы создать инструменты, которые минимизируют неприятные для них последствия. Это была ручная работа.

Покупка с помощью карты только с виду проста. На самом деле она состоит из длинной цепочки, в которой есть и банки, и терминалы, и платежные системы, и даже люди. Поэтому сбой может произойти на любом из звеньев. В этот раз таким звеном стал сотрудник банка-эквайера, т. е. «Газпромбанка».

С другой стороны, данная ситуация научит многих более тщательно подходить к своему бюджету. Если у тебя неожиданно на счете появляются деньги и происхождение их неизвестно, — это, здорово, конечно. И очень хочется в этот момент поверить в доброго волшебника. Но скорее всего, он тут ни при чем и надо сразу обратиться в банк, чтобы разобраться с ситуацией.

Антон Сергеев

Рекомендуем почитать