>
>
>
Топ школ Красноярска для будущих медиков и биотехнологов

Топ школ Красноярска для будущих медиков и биотехнологов

30.11.2015
6
XIII Открытая краевая зимняя олимпиада КЛШ
Фото: www.klsh.ru

В числе востребованных отраслей будущего — биотехнологии и медицина. Ваш ребенок интересуется биологией и медициной и мечтает посещать интересные занятия? Разбираемся, где в Красноярске работают специализированные классы, кружки и летние школы по биологии.

Школы: индивидуальные учебные планы, спец- и медклассы

Сегодня в России полным ходом идет модернизация школьного образования. Учиться по новому к 2020 году будут абсолютно все — и младшая, и старшая школы.

Одно из самых главных изменений — обучение по индивидуальным учебным планам в 10-м и 11-м классах.

Предполагается, что к этому времени подростки определят сферу своих интересов и начнут целенаправленно готовиться к поступлению в вуз. Скажем, в индивидуальном учебном плане будущего биолога или химика сократится количество непрофильных занятий. Со стороны образовательного сообщества новые правила игры не встретили больших возражений. Большинство учителей поддерживает эти перемены.

К примеру, один из аргументов «за»: индивидуальные учебные планы заменят школьникам репетиторов и дополнительные занятия при вузах — не секрет, что сегодня многие абитуриенты «добирают» знания, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ, именно так. А пока новые образовательные стандарты не начали действовать, у школьников есть и другие возможности лучше подготовиться к сдаче предметов, без которых будущим биотехнологам или медикам никак не обойтись.

Спецклассы

Newslab.ru уже писал о том, что с 2015 года в школах Красноярска и края заработал проект специализированных классов. Его главная цель — как можно лучше сориентировать подростков в выборе будущей профессии.

Материалы по теме
Спецклассы: путевка в профессию
Зачем отправлять ребенка учиться по углубленной программе

Обучение в таких классах проходит при непосредственном участии преподавателей высшей школы. Со старшими школьниками они занимаются прямо в стенах вуза, используя для этого вузовские лаборатории и оборудование.

Одно из направлений, по которому идет обучение в спецклассах — это как раз естественные науки. В приоритете — физика и химия. Занятия в таких классах могут стать хорошим стартом и для тех, кто видит себя в биотехнологиях или медицине — год от года эти отрасли усложняются, а работа в них требует знания не только профильных, но и смежных наук.

Однако это не единственный пример профильного школьного образования. В красноярской школе № 144 есть так называемые медицинские классы — занятия в них длятся два года, начиная с 10-го класса.

МНЕНИЕ
«Хорошее образование в сфере биотехнологий можно получить во многих вузах России. В Сибири сильная школа в СФУ, Томском и Новосибирском госуниверситетах. Другой вопрос, что современные школьники боятся естественных наук, выбирают более легкие варианты для сдачи ЕГЭ. И зря — знание этих наук открывает очень большие перспективы. Наша кафедра выпускает биофизиков — такие специалисты востребованы на 200%. И российские, и зарубежные фирмы охотно принимают ребят. Они знают физику, биологию, химию, они хорошо обучаемы и могут овладеть любым методом и подходом. Посоветовала бы всем абитуриентам сдавать физику, математику и ориентироваться на серьезные науки», — говорит заведующая кафедрой биофизики СФУ, доктор биологических наук, профессор Валентина Кратасюк.

Основные отличия от обычной программы: большее количество часов по биологии и химии, зачетная система оценки знаний. Кроме этого, будущие медики делают сложные лабораторные исследования на базе Сибирского технологического университета, а также работают в качестве волонтеров в больницах города.

Насколько эффективен такой подход к обучению, можно судить по следующим цифрам — из 46 выпускников медклассов прошлого года 43 поступили на бюджетные места в медицинские вузы России и Красноярска.

Еще один пример — проект «ЭКОшкола», который с недавних пор заработал в Красноярске. Он объединил три школы Свердловского района — № 34, 62, 76. Проект включает в себя несколько направлений, обучающих школьников экологии — как в теории, так и на практике. В последнем вопросе школам помогает заповедник «Столбы», ботанический сад им В.М.Крутовского, СФУ и СибГТУ.

Запланированы учебные поездки в Ергаки, коллективные проекты по созданию эко-туристической базы отдыха. А за часть теоретическую отвечают эко-уроки, эко-олимпиады и эко-лектории.

Школьные исследовательские работы под руководством настоящих ученых

Если углубленное изучение естественнонаучных предметов в школе рассчитано преимущественно на старшеклассников, то кружки дают возможность окунуться в биологию, экологию и медицину школьникам разного возраста.

Пальму первенства по естественным наукам в Красноярске держит Краевая станция юннатов (ул.Киренского, 23). На данный момент занятия здесь идут по нескольким направлениям — клуб зоологов «Родентиа» (рассчитан на 10-14 лет), лаборатория мониторинга (13-17 лет).

Кроме этого, при станции работает несколько так называемых «интенсивных школ» — обучение в них проходит по принципу «погружения» и занимает от 4 дней до 3 недель. Есть такие направления как «Агрошкола» и «Школа лесной экологии» — обе рассчитаны на подростков 13-17 лет. Там же действуют две очно-заочные школы — «Школы юного натуралиста» для учеников 2-5 классов и «Школа КомБИс» (Школа комплексных биологических исследований) для учеников 7-10 классов. Все занятия на станции бесплатны.

В клубе «Ермак» (ул.Воронова, 15) есть годичная программа «Экология леса». За партами дети практически не сидят — обучение практическое. Группа с руководителем выезжает то на метеостанцию, то в «Роев ручей», то отправляется в поход. Летом ребята проводят две недели за городом, где живут в палаточном лагере. Программа рассчитана на подростков 12-17 лет. Обучение бесплатное.

Еще один экокружок есть при Доме детства и юношества № 2 — занятия проходят на базе школы № 13 (ул.Рейдовая, 67а). Она рассчитана на младшекласников (7-12 лет). Программа длится на два года и включает как теорию, так и практику. Юные экологи делают кормушки для птиц, отчищают реку от мусора и проводят просветительскую работу с жителями района. Заниматься в кружке можно также бесплатно.

Сразу несколько полезных для будущего биотехнолога или медика программ предлагает эколого-биологический центр «Фламинго» (ул. Лазо, 32). Здесь рассказывают об основах медицины и генетики, а также учат оказывать первую помощь и ставить уколы. Ученики старшей школы могут лучше подготовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ по химии и биологии, а также написать научную работу по этим дисциплинам. Отдельная программа посвящена экологии и энтомологии. Бесплатные занятия по всем направлениям включают теорию и практическую работу и рассчитаны на детей и подростков.

МНЕНИЕ
«В области биолюминесцентных биотехнологий нужны, прежде всего, грамотные специалисты в молекулярной биологии, биохимии, физико-химической биологии и биоинформатики. Кроме того, ряд исследований нуждается в участии специалистов в области квантовой химии и кристаллографии», — научный сотрудник лаборатории фотобиологии Института биофизики СО РАН Людмила Буракова.

В Институте агроэкологических технологий Аграрного университета при научно-инновационной лаборатории сельскохозяйственной и экологической биотехнологии работает микробиологический кружок. Научными исследованиями в нем занимаются школьники 7-11 классов. Темы исследований — экологическая, сельскохозяйственная, медицинская биотехнологии. Продолжительность исследований зависит от тематики, но в среднем они длятся около полугода. В вузе говорят, что уровень работ, которые уже были выполнены на базе кружка, очень высок — соответствует уровню бакалаврских дипломов, а в некоторых случаях и магистерских диссертаций.

Заняться биологическими исследованиями школьники могут и на базе Краевого дворца пионеров (ул. Конституции, 1), где работает программа «Авторская школа ученого-исследователя». Она рассчитана на подростков 15-18 лет и длится один год. В течение этого времени ребята пишут научно-исследовательскую работу под руководством кандидатов наук, преподавателей вузов и практикующих ученых. В конце года юные ученые выступают на краевой конференции и защищают результаты своего исследования. Все занятия бесплатные, проходят два раза в неделю. Среди естественнонаучных направлений — биология, экология, медицина, физика и химия.

Выездные летние школы по биологии и биотехнологии

Занятия в загородных летних лагерях — это лекции и практические работы, которые порой перерастают в серьезные научные исследования. Но в отличие от обучения обычного, на таких площадках многое проходит на открытом воздухе, да и о развлекательной составляющей организаторы стараются не забывать.

Больше всего в развитии этого образовательного формата преуспели организаторы Красноярской краевой летней школы (КЛШ) и Летней научной школы СФУ.

Занятия в Краевой летней школе обычно начинаются во второй половине лета и длятся три недели. На протяжении этого времени ученики 8, 9 и 10 классов живут в лагере «Орбита» под Железногорском. Многое в КЛШ действительно похоже на обычный школьный лагерь — разделение на команды, вожатые (в этой роли обычно выступают студенты и аспиранты вузов со всей России и из-за рубежа) и т.д. Главное отличие в том, что наибольшую часть времени подростки посвящают учебе, одно из четырех направлений Краевой летней школы — естественные науки.

«В день у школьников три учебных пары — „ленты“. Одна из них — это занятия по химии, где мы делаем упор на практические курсы по органике, неорганике и аналитике. На другой ленте идут занятия по биологии, где тоже много практики — препарирование, экологические экскурсии, микроскопирование. Однако, не обходим стороной и теорию: теоретические курсы идут по физической химии, органике, биохимии, анатомии и физиологии человека, фармакологии, вирусологии, эмбриологии и т.д. Третья лента — это углубленные теоретические курсы по химии и биологии: молекулярная и клеточная биология, онкология, химия координационных соединений. Наше „ноу-хау“ — интерактивные научные ролевые игры. Например, в прошедшем сезоне школьники сами должны были придумывать лекарства от настоящих болезней, руководствуясь реальными научными данными о причинах этих заболеваний. Иногда ребята выдвигали идеи очень похожие на те, что действительно используются в современной биомедицине», — рассказал постдок Школы биомедицины ДВФУ, заведующий направлением естественных наук Красноярской летней школы Артём Благодатский.

В качестве преподавателей в КЛШ выступают студенты, аспиранты и преподаватели МГУ, СФУ, КрасГМУ, ДВФУ и ряда иностранных вузов. Попасть в КЛШ могут призеры предметных олимпиад уровня городских и выше, призеры ежегодной межпредметной олимпиады, проводимой в Красноярске самой КЛШ, а также школьники, прошедшие конкурсный отбор по результатам выполнения заочного задания. В общей сложности в КЛШ зачисляется около 200 человек.

Еще одна возможность провести лето с пользой и преуспеть в естественных науках — Летняя научная школа СФУ. Как и КЛШ, она проходит на базе загородного комплекса и длится три недели.

МНЕНИЕ
«Наша сфера нуждается в специалистах грамотных, ответственных, с горящими глазами, которые работают на результат. Это должны быть специалисты с фундаментальным образованием — биологи, физики, химики, математики. Но в то же время должна быть заинтересованность государства в таких специалистах. Если их не обеспечивать рабочими местами, задачами, достойным финансированием — специалисты будут работать на славу и благосостояние других стран», — руководитель Лаборатории биомолекулярных и медицинских технологий КрасГМУ, доктор биологических наук Анна Замай.

Ее участниками могут стать школьники края 14–17 лет из числа победителей и призеров межвузовских, университетских, всероссийских олимпиад.

На обучение в летней школе отводится восемь академических часов в день. Оно включает как базовые занятия — обзорные лекции, мастер-классы, так и дополнительные — секции, клубы, интеллектуальные и спортивные соревнования.

В качестве лекторов выступают аспиранты и преподаватели СФУ, они же помогают ребятам в реализации практических работ. К слову, разработке собственных мини-проектов ученики Летней научной школы посвящают почти половину своего времени.

И это дает результаты: так один из таких проектов «Экспрессная индикация кислотности среды на основе пигментов растений» занял первое место на региональном этапе всероссийского конкурса «Ученые будущего» по направлению «Биофизика». Ее автор, ученица гимназии Универс № 1 Полина Ворзонина, предложила использовать в качестве биологического индикатора состояния окружающей среды растущие в Сибири цветы. В ходе опытов она доказала, что растения изменяют свой цвет в зависимости от состояния окружающей среды, в том числе кислотности.

Где получить высшее образование в сфере биотеха?

Главная цель многих школьников — получить высшее образование и востребованную профессию своей мечты. В какой университет поступать, если ты готов покорить главную науку XXI века — биотехнологию?

Вузы Красноярска, готовящие биотехнологов:

  • СФУ: Институт фундаментальной биологии и биотехнологии
  • Красноярский государственный аграрный университет: Институт агроэкологических технологий, Институт прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины, Институт пищевых производств
  • Сибирский государственный технологический университет: факультет переработки природных соединений

Лучшие вузы России по направлению «биотехнологии»

  • Научно-образовательный центр по подготовке специалистов для фармацевтической и биотехнологической отрасли в Национальном исследовательском Томском политехническом университете
  • Московский государственный университет (биологический факультет, факультет почвоведения, факультет биоинженерии и биоинформатики)
  • Санкт-Петербургский государственный университет (биолого-почвенный факультет)
  • Северный (Арктический) федеральный университет (факультет биотехнологии)
  • Удмуртский государственный университет (факультет медицинской биотехнологии)
  • Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (направления "Водные биоресурсы и аквакультура","Биотехнология«, «Пищевое производство из растительного и животного водного сырья»)
  • Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К.А. Тимирязева (специальности: агроном-биотехнолог, селекционер)

Источник: «Атлас новых профессий»

Лучшие вузы России по направлению «медицина»

  • РНИМУ им. Н.И. Пирогова (уклон на персонализированную медицину, лечебное дело)
  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ)
  • Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова (СПбГМУ)
  • Нижегородская государственная медицинская академия (НГМА)
  • Новосибирская государственная медицинская академия (НГМА)
  • Смоленская государственная медицинская академия (СГМА)
  • Кубанская государственная медицинская академия (КГМА)

Источник: «Атлас новых профессий»

Наталья Мороз, интернет-газета Newslab.ru

Рекомендуем почитать