Это благодаря ей книга «В сердце моря», посвященная судьбоносной встрече китобойного судна «Эссекс» с гигантским кашалотом, одной из историй, вдохновивших Мелвилла на его сочинение, в 2000 году отхватила национальную книжную премию в области нон-фикшена — и, думается, благодаря ей же пятнадцать лет спустя превратилась в двухчасовое голливудское кино.
Режиссёр: Рон Ховард
В ролях: Крис Хемсворт, Бенджамин Уокер, Том Холланд, Киллиан Мёрфи, Бен Уишоу, Брендан Глисон
Продолжительность — 121 мин.
«Моби Дик» — большой американский эпос, история (среди прочего, ибо, как и положено настоящей классике, роман с удовольствием поддаётся множеству трактовок) одержимой погони за чем-то несоизмеримо большим, чем мы сами, вечно неуловимым; в общем, штука, довольно мощно резонирующая до сих пор, что вполне объясняет желание разных людей повнимательней изучить тот скелет реальных историй, что скрывается за её литературной плотью.
«В сердце моря» в своём кинематографическом воплощении на одну полочку к американской классике, пожалуй, не встанет — но вот поделиться своим заразительным интересом к могучим приключенческим историям давно минувших дней сможет вполне.
История рокового похода «Эссекса» дана с точки зрения совсем ещё зелёного юнги (одного из двух участников событий, кто написал по их результатам книжку с воспоминаниями), но главным героем выведен не столько он, сколько героический первый помощник Оуэн Чейз в исполнении Криса Хемсворта (как раз второй автор, что фильмом забавным образом игнорируется).
Первая половина фильма — упоительное в своей старомодности морское приключение, с погружением во всю эту просоленную романтику морских волков; музыкально скрипит такелаж, команда ругается на непонятном языке морских команд и носится по снастям, надвигается шторм, юнга проходит крещение солёной водой, всё по правилам.
Оператор Энтони Дон Мантл, частый соратник Дэнни Бойла и Ларса фон Триера, уверенно сочетает панорамный подход с ультрасовременной съемкой, рассовывая небольшие камеры по мачтам, орудиям труда и прочим закоулкам корабля и обеспечивая тем самым зрителю захватывающее погружение в мир морского путешествия двухсотлетней давности. Встреча с китом обставлена могуче и страшно — а последовавший за ней беспомощный дрейф тягуче и, ладно, не менее страшно.
Но есть и нюанс. Великие романы выигрывают у реальности ещё и тем, что их авторы имеют все возможности выстраивать события, как угодно им самим, в то время как летописцы событий реальных вынуждены следовать букве произошедшего на самом деле.
Безусловно, история трёхмесячного выживания в открытом море команды потонувшего после нападения разъярённого кашалота судна, членам которой приходится от голода в буквальном смысле слова есть друг друга, не менее драматична, чем история гонки за гигантским китом.
Но если ты пытаешься уместить их обе в рамках двухчасового фильма, он неизбежно разломится на две не совсем равные по воздействию половины. Убедительно решить эту проблему у режиссёра Ховарда не получается — фильм уверенно идёт на взлёт до встречи с кашалотом, грандиозно в этой встрече кульминирует, и затем пускается в томительный дрейф на оставшиеся минут сорок.
Ховард и его сценаристы также обставляют историю «Эссекса» сюжетом о том, как писатель Герман Мелвилл встречается с последним оставшимся в живых из команды злосчастного судна — штуке не особенно нужной, но сводящей вместе неизменно радующих глаз актёров Уишоу и Глисона, дающей Дод Мантлу вдоволь поиграть с выразительными тенями в сценах ночного разговора в доме начала XIX века и позволяющей авторам весело выразить своё отношение к питавшей всю историю китобойной индустрии одной-единственной финальной репликой.
Если в конечном итоге «В сердце моря» останется всего лишь любопытной сноской в истории «Моби Дика», ничего особенно обидного в этом, наверное, не будет.
Но ему вполне по зубам будет вдохнуть в некоторых из своих зрителей восхищение и восторг старомодной историей про походы в море — а, может, даже и желание прочитать книжку, о которой тут говорится. Это не так уж мало.
Вердикт — по большей части увлекательное и мощное морское приключение, немного теряющееся во второй половине своего маршрута