Директор и сооснователь «Росработы» Максим Постников рассказал Newslab.ru о том, почему бизнес в интернете прощает ошибки.
— В 2001-м году — тогда мы учились на втором курсе института — у нас с приятелем родилась идея сделать сайт. Но не на заказ, как было до этого, а сайт, который бы принадлежал только нам. Думали так: вот будем размещать там рекламу и зарабатывать деньги... Вообще же программированием мы увлеклись еще со школы, класса с восьмого-девятого.
Рассказ сооснователя, сегодня директора сайта «Росработа» Максима Постникова, о том, как появился один из крупнейших отечественных работных ресурсов — готовый сценарий к фильму о стартапах 2000-х. В нем было бы много сцен и фраз, которые сейчас — спустя менее 20 лет после «начала» интернета в России — вызывают улыбку умиления.
Например, такая: «Мы знали, что где-то существуют какой-то Интернет и какие-то „модемы“, но сами ходили друг к другу в гости с дискетами».
Или такая сцена. Во второй половине 90-х старшеклассник Владимир Осинский — еще один сооснователь «Росработы» — увлекся программированием. Купил книгу по «Паскалю» (языку программирования для начинающих) и стал писать программы: писать, в прямом смысле слова — на листке бумаги, своего компьютера у него тогда не было. Чтобы проверить жизнеспособность написанного, он пользовался компьютерами друзей: «перебивал» коды и смотрел, работает ли программа.
Сайт «на коленке»
Именно увлечение программированием привело одноклассников Максима Постникова и Владимира Осинского на «айтишные» факультеты вузов. Они учились в институтах и, как и все, кто хоть что-то понимал в новом дивном мире интернета, делали сайты на заказ. Пока однажды не решили сделать сайт для себя.
— Подумали: нужно делать сайт про то, что нам интересно. Остановились на теме спорта. Этот ресурс назывался krassport.ru — он, кстати, «живет» и по сей день, правда, нам давно не принадлежит. Сайт получился таким, как и хотели, а вот рынок мы не оценили. В то время (2001 год) рынка в Красноярске и не было. Сам интернет тогда был дорогой — стоил 3 рубля за мегабайт, никаких безлимитных тарифов. Ничего удивительного, что в красноярской сети были только гики и редкие представители бизнес-сообщества.
К началу 2003 года стало окончательно ясно — заработать на «Красспорте» не получится. И интернет-стартаперы, как их принято называть сегодня, начали искать новые ниши. В итоге остановились на job-сайтах. На тот момент в Красноярске этой темой никто не занимался: конкуренты были, но далеко — в Москве и Петербурге. Плюс, чтобы наполнить работный ресурс контентом, не требовался большой штат.
«Идея казалась классной. Мы наивно полагали, что одни разместят свои вакансии, другие — свои резюме. А мы просто создадим для этого площадку», — вспоминает Максим Постников. Сайт «писали», что называется, «на коленке» — дома, на персональном компьютере.
— Выглядело это так: один человек программировал, а второй стоял у него за спиной и пытался найти ошибки в том, что пишет первый. К тому времени нас уже было трое — двое отвечали за программирование, а третий, Виктор Лежнев, за дизайн. Летом 2003 года krasjob — так назвали проект — был готов. Мы выпустили его на рынок, рассчитывая, что жизнь закипит там незамедлительно.
Однако сюжетный поворот из серии «проснуться знаменитым» обошел красноярский проект стороной. Сайт не был известен ни работодателям, ни соискателям. Его создателям ничего не оставалось, как собственноручно «вдыхать жизнь» в свое детище.
— Спустя несколько дней после выкладки сайта, мы пошли в ларек, купили газеты с объявлениями и начали руками перебивать вакансии, чтобы был хоть какой-то контент. Делали так на протяжении нескольких недель. К осени сайт начал набирать популярность — без наших усилий на нем появлялись резюме и вакансии. Это было здорово, потому что этот проект уже был успешнее, чем наш предыдущий опыт с «Красспортом».
Каждому городу по krasjob`y
Свой первый настоящий бизнес-проект красноярские стартаперы строили по наитию. Однажды решили обзвонить кадровые агентства города — рассказывали о сайте, предлагали рекламу. В первый же день удалось продать баннер, потом еще один — так появились первые деньги. Потом случился еще один прорыв. Создатели krasjob`а договорились с газетами и те начали бесплатно присылать вакансии. К концу 2004 года krasjob.ru стал сайтом номер один о работе в Красноярске. И полноценным бизнесом для его создателей — к тому моменту они уже окончили университет и занимались работным ресурсом как основным проектом.
К началу 2005 года к команде присоединился четвертый партнер — программист Денис Денисенко, сегодня он технический директор «Росработы». «Денис писал гениальные коды, которые работали в два-три раза быстрее, чем то, что было до этого. Бывало, он приходил утром на работу со словами: „Я тут ночью кое-что почитал. Так вот — все наши технологии работы с базами данных никуда не годятся. Сейчас перепишу всё заново“», — вспоминает Максим Постников.
«Свой krasjob каждому городу» — логичная мысль выйти в другие города родилась уже на следующий год. Так появилась rosrabota.ru.
— Мы просто повесили на главной странице krasjob`а объявление, что ресурс переехал на «Росработу». Всю следующую неделю нам звонили клиенты и спрашивали, зачем мы продались какой-то большой общероссийской «Росработе». Приходилось успокаивать: объясняли, что никому не продались, что теперь мы и есть эта «большая общероссийская компания».
Расти в других городах оказалось не так просто, как на старте krasjob`а. К 2005 в каждом крупном городе страны был локальный сайт о работе — конкурировать с ним было трудно. И еще одна сложность, общая для всех бизнесов, вне зависимости от сферы и масштаба — риск всё испортить в один прекрасный момент. Он коснулся и красноярского работного ресурса.
— С запуском «Росработы» мнения о том, как нам выстраивать бизнес дальше, разделились. За 15 лет совместной работы это, пожалуй, был самый серьезный конфликт. Я настаивал на том, что нужно обслуживать крупных клиентов, вроде МТС и «Газпрома». Ребята считали иначе: делали ставку на небольших, но многочисленных клиентов. Логически я был согласен со всеми аргументами, но не понимал, как реализовать задуманное на практике. Тогда принял решение на время отойти от дел и поехать в Москву — посмотреть, как зарабатывают деньги большие интернет-бизнесы.
В итоге для каждого из сооснователей «Росработы» эта история закончилась — если вернуться к киношной терминологии — хэппи-эндом. Те, кто остался в Красноярске, претворили в жизнь идею о работе с большим числом клиентов. Написали программу автоматического выставления счетов — биллинг, и сделали размещение вакансий платным. Это позволило работать с тысячами клиентов, но при этом не «раздувать» штат. В первый же месяц после запуска биллинга выручка утроилась — до 300 тыс руб. в месяц.
Максим Постников 6 лет проработал в компании Mail.ru, набрался — как и хотел — опыта и в 2012-м году вернулся к оперативному управлению «Росработой». Кстати, именно ему принадлежала идея запустить еще одно направление бизнеса — разработку игр для социальных сетей. Что команда «Росработы» и сделала в 2009 году.
Не бояться ошибок
«Росработа» сегодня — это проект с ежемесячной выручкой в 2,5 млн. руб. и штатом сотрудников, состоящим из 30 человек. Ресурс представлен во всех крупных городах страны. И еще об итогах: в «Росработе» гордятся технической стороной — красноярский работный сайт самый быстрый по скорости «отдачи» вакансий среди федеральных конкурентов.
Отвечая на вопрос: «Реализовались ли федеральные амбиции проекта?», Максим Постников оперирует не эмоциями, а цифрами.
— Мы не стали главным российским сайтом для поиска работы. Амбиции зарабатывать деньги со всей России так и не воплотились. До сих пор главный город для нас с точки зрения прибыли — Красноярск. С другой же стороны, сейчас посещаемость в Красноярске примерно 20 тыс уникальных пользователей в сутки, а общая посещаемость сайта — 140 тыс. Получается, что амбиции развиваться в других городах реализовались — трафик хороший и мы постепенно начинаем его монетизировать.
Кроме этого, в «Росработе» сегодня сфокусированы на разработке мобильной версии сайта. Возможность искать вакансии с телефона уже есть, в ближайших планах — доработка мобильной версии для нужд работодателя. Но и на этом, говорят красноярские айтишники, останавливаться они не собираются. Важное правило бизнеса в интернете — не терять темп.
— Сто лет назад было такое понятие «секрет успеха» — некие тайны знания, владея которыми, можно достичь огромных результатов и в бизнесе, и личной жизни. Сегодня никаких секретов нет — все они раскрыты, вся информация доступна, причем бесплатно. Единственный секрет успеха — просто делать. Интернет-бизнес прекрасен тем, что на то, чтобы попробовать, совершить ошибку, подняться и пойти дальше уходит совсем немного времени. Поэтому если кто-то хочет сделать в интернете что-то классное — нужно не бояться пробовать и искать.
Наталья Мороз, интернет-газета Newslab.ru