Глядя на это в бессильной злобе, так и хочется взять за шкирку пучок чиновничьих семей, да и закинуть пожить в сибирскую глубинку — чтобы рядом был единственный покосившийся ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), не светило никаких перспектив по редким лекарствам, и даже угроза простого аппендицита представлялась смертельно опасной. Интересно, как бы они запели тогда?
Хотим, как в Швеции. Платим, как в Конго
Иногда кажется, будто чиновники просто издеваются над народом и российскими медиками. Да, «наверху» искренне хотят, чтобы русские врачи лечили лучше (или уж точно «не хуже»), чем в Европе.
При этом европейские страны на одного больного в год тратят 5 000 евро, а в России только 700 (в среднем 10-12 % ВВП любой страны Евросоюза против отечественных 3,7 %). В Европе рекомендации врачей по приему лекарств выполняют почти 65 % населения. Знаете, сколько у нас? По данным известного доктора, главы Нацмедпалаты Леонида Рошаля, всего 20 %!
Почему? Наверное потому, что у народа элементарно нет денег на собственное лечение. А у врачей нет денег на предупредительную профилактику заболеваний. В свете этого так называемая «оптимизация медицины» выглядит не просто парадоксальной. Она выглядит преступной.
Якобы в целях экономии Красноярский край сокращает количество больничных койкомест. И лично я считаю, что трудно найти более глупый способ сэкономить. Да, в теории, краевой бюджет на медицину не уменьшается. А за счет увольнения занятых в сфере здравоохранения специалистов так и вовсе экономия выходит! Но разве можно экономить на здоровье жителей целого региона? На его будущем?
Пожалуй, в рамках импортозамещения можно и плохонький алтайский сыр «Моцареллой» окрестить. Но (с постоянной оглядкой на стандарты Запада) за копейки на достойный уровень медицины никогда не выйти и нацию не оздоровить...
Ужимаемся, как можем
Врачей в районах откровенно не хватает, нагрузка на них растет с каждым годом. Выпускников вузов активно переманивают частные клиники. Хирургами и кардиологами продолжают работать люди пенсионного возраста — пусть даже высококлассные специалисты, но давно заслужившие право на достойный отдых. В ФАПах катастрофически не хватает младшего медицинского персонала. Молодые специалисты не хотят ехать в разваленные села даже за прибавки к жалованию и, какое-никакое, но жилье. Все крупные медицинские учреждения раскидали по городам края и «ключевым узлам».
Если, условно, раньше на район приходилось три больницы уровня ЦРБ, теперь — только одна. Остальные, дескать, и ФАПами перебьются, у нас «модернизация» идет. А в ФАПах тех, к слову, протекают крыши. И весь запас медикаментов сводится к бинтам и «зеленке».
Может, не все так страшно? Ведь есть же в крае и онкологический и кардиоцентры, и ремонты больниц проводятся планово, и оборудование новое закупается. Да вот только сосредоточено все это в крупных городах и Красноярске. А о том, куда податься больному жителю Поканаевки или Брянки, лучше и не думать...
Да, возможно, районам с невысокой плотностью населения определенная логистическая перестройка и вправду не помешает, есть примеры. Но неужели инициаторы реформ всерьез считают, что наш огромный сибирский край — территория однородная и неживая, которую можно накрыть усредненным бюрократическим шаблоном?
К чему приведет такая «реорганизация»? Если раньше сельский житель добирался до ЦРБ на попутке или автобусе, теперь вынужден садиться на поезд. Для районов нашего гигантского края (с территориями крайне низкой транспортной доступности) это, по сути — смертельный приговор для любого серьезно заболевшего. Каковы последствия такого снижения доступности медицины, можно предположить и без гадания на картах...
Проблема в том, что чиновники упорно не хотят слушать специалистов. На прошлогоднем съезде Национальной медицинской палаты 8 из 10 (!) врачей высказались «решительно против» начавшейся оптимизации! Почему их никто не послушал? Почему реорганизацию не согласовали с гражданским обществом и экспертами?
Раз уж начали реформу — так проводите ее мудро, по уму! Подойдите к вопросу взвешенно, дифференцированно, разумно по каждому отдельно взятому району. Может быть, введите компенсацию за проезд к месту лечения. Может быть, откройте социальную гостиницу, где будут останавливаться сопровождающие. Вариантов — масса. Главное, хотеть работать головой, а не спускать приказы по разнарядке и чесать весь край под одну гребенку.
Перебьются аспирином
Еще одна яма, в которую может рухнуть страна и край — отсутствие лекарственного обеспечения пациентов. Умные люди давно твердят: «России необходимы программы по государственному софинансированию стоимости лекарств». Жизненно необходимы! В 2013 году такой проект запустили в Кировской области. Результаты? За два неполных года смертность от болезней системы кровообращения там снизилась на 15 %. Экономический успех достиг 50 миллионов рублей!
Эксперты без устали говорят: внедрим систему всеобщего лекарственного возмещения (хотя бы для наиболее критичных для России заболеваний), это сразу позволит в 2,5 раза увеличить число пациентов на лечении без госпитализации. От этого, согласно прогнозам, через 10 лет общая смертность сократится на 10 %. А это на наш край почти 300 тысяч спасенных жизней!
Да, с этого года в России должны официально запустить несколько пилотных проектов по системе возмещения пациентам стоимости лекарств. Регион-участник обязан иметь нормальные информационные системы, отлаженный механизм лекарственного обеспечения и учет пациентов. В теории, Красноярский край в программу тоже может войти. Вот только для этого нужна политическая воля депутатов Госдумы от нашего региона. А еще создатели проекта поговаривают, что участник «пилота» не должен будет иметь бюджетного дефицита. С последним, как мы все знаем, пока серьезные проблемы. Но это уже совсем другая история, которая получит развитие только в октябре...
Вместо заключения
Что же в итоге творится с краевой медициной?
Все плохо.
И пусть ее качество далеко не столь ужасно, как говорят злые языки. Но до людей она попросту не доходит, становится все более труднодоступной. И пусть из краевых вузов выходят неплохие специалисты. Но их сразу перекупает частная медицина. И пусть больницы готовы обеспечивать сельским жильем даже фельдшеров. Но престиж их профессии сегодня низок настолько, что число желающих тает с каждым годом.
И если ничего не предпринять уже сегодня, то завтра будет поздно — край, да и всю страну, ожидает глобальная катастрофа системы здравоохранения. Особенно если решения о бездумной, унитарной и недифференцированной «оптимизации» продолжит принимать кучка глуповатых чиновников, совершенно ничего не понимающих в вопросе.
Координатор Красноярского регионального отделения ЛДПР Сергей Натаров, фото: pixabay.com
На правах рекламы