Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Метро Красноярска: каким оно могло быть?

Метро Красноярска: каким оно могло быть?

28.06.2016
53
Один из проектов станции метро у ж/д вокзала Красноярска

«Подземная урбанистика» — обязательная дисциплина для студентов-градостроителей. В Институте архитектуры и дизайна СФУ ее читают два семестра, по итогам первого из них готовится курсовая работа. В этом году ее темой стали проекты вестибюлей метро Красноярска и подземные пешеходные переходы.

Ян Якимов

Newslab.ru отобрал самые интересные работы и попросил прокомментировать их старшего преподавателя кафедры «Градостроительство» Института архитектуры и дизайна СФУ — преподавателя дисциплины «Подземная урбанистика» Яна Якимова:

«Несмотря на то, что метро в Красноярске пока нет, дисциплина вызывает у студентов живой интерес. Мое профессиональное мнение: метро Красноярску, безусловно, нужно, но это не панацея, а всего лишь одно из „звеньев“. Должна быть разработана комплексная транспортная система, введены так нелюбимые нашим народом „драконовские меры“: платные парковки, платный въезд в центр — это цивилизованная практика, без которой не могут существовать большие города-миллионники».

Станция метро «Цирк»

Ян Якимов: «Достоинство этого проекта в том, что он решает задачу комплексно — связывает метро с трамвайными и автобусными остановками, на которые человек может попасть прямо из вестибюля метрополитена. Или наоборот — выйти из трамвая и не переходя улицу, спуститься в метро с помощью эскалаторов или лифта. Эта станция — полноценный транспортный узел, в котором сошлись воедино метро, трамваи, автобусы».

Станция метро «Предмостная площадь»

Ян Якимов: «Архитектурное решение этого проекта отчасти перекликается с проектом станции метро „Цирк“. Сама идея реализовать метро вдоль этого проспекта в едином стиле довольна интересна — у станций на правом берегу будет свое „лицо“. Безусловный плюс проекта — расположенный недалеко от входов в метро лифт. С помощью такой вертикальной связи человек может попасть к поездам напрямую, минуя лестницы и эскалаторы, что актуально для мам с детьми, инвалидов и пожилых людей».

Станция метро «Вокзальная»

Ян Якимов: «Пересекаясь под землей, входы и выходы в метро образуют пространство, прямо над которым расположен фонтан со стеклянным куполом — это создает в вестибюле естественное освещение. Идея позаимствована у станции „Охотный ряд“ московского метрополитена».

Станция метро у ТРЦ «Планета»

Ян Якимов: «Подземный переход, соединяющий обе стороны ул.Авиаторов, одновременно служит входом в вестибюль метро. Попасть в него можно как с помощью пандусов, так и по эскалатору. Кроме того, прямо из метро можно подняться к автобусной остановке — она отапливается зимой и кондиционируется летом».

Станция метро «Высотная»

Ян Якимов: «„Высотная“ — стартовая точка красноярского метрополитена. Сама станция неглубокого заложения — люди поднимаются и спускаются к поездам по лестнице, а не на эскалаторе. В данном случае за основу взят типовой проект московской станции метро. Мощный активный козырек виден издалека и как бы „призывает“ зайти в метро».

Станция метро «Аэровокзальная»

Ян Якимов: «Проект предусматривает лифт в здании автовокзала. Таким образом, попасть туда можно прямо с перрона, минуя эскалаторы. Подземный переход создает удобство, в том числе для тех, кто добирается до вокзала на автобусе — не нужно переходить опасные перекрестки. За счет высвобождения мест, которые сейчас отданы под парковку, появляется пространство для благоустройства».

Станция метро «Космос»

Ян Якимов: «Подземные переходы не очень любимы градостроителями. Однако они более предпочтительны, чем наземные. Проект предлагает именно этот, компромиссный, подход — пешеходные потоки „уводятся“ под землю, высвобождается место для озеленения. Попасть в метро можно со всех четырех сторон перекрестка — для этого оборудованы лестницы, эскалаторы, лифты».

К сожалению, метро в Красноярске вряд ли появится в ближайшее время. Депутаты называют саму идею его строительства пиаром и «фигней», а власти разводят руками — только первая очередь обойдется в 60-70 млрд рублей, которых нет... Но мы верим, что однажды всё получится и эти проекты обязательно пригодятся!

Наталья Мороз, интернет-газета Newslab.ru
Эскизные проекты станций метро предоставлены старшим преподавателем кафедры «Градостроительство» Института архитектуры и дизайна СФУ Яном Якимовым

Рекомендуем почитать