Руслан Иванович, давайте начнем с простого. Из чего вообще складывается госдолг региона?
Госдолг складывается из кредитов банков, из бюджетных кредитов, представленных из федерального бюджета, из ценных бумаг — облигаций, и из госгарантий. Вся информация по госдолгу публична, размещается на портале Красноярского края.
Большую часть долга региона составляют гособлигации — это 51,6 млрд руб., около 60% от госдолга.
Облигации — это долговые бумаги, мы их размещаем на бирже. Обычно размещение осуществляется под большие объемы — на 10-15 млрд руб. Например, в прошлом году мы разместили облигации на 12,5 и 4,25 млрд руб. На бирже проводится конкурс, в котором участвуют все желающие, и тот, кто предложит наименьший процент, становится победителем и покупает наши облигации.
Спрос на ценные бумаги Красноярского края очень высок — например, по займу прошлого года на 12,5 млрд была подана 51 заявка. В основном покупателями выступают банки, инвестиционные компании и пенсионные фонды. Последним разрешено вкладывать деньги в ценные бумаги надежных субъектов, имеющих рейтинг.
На какой срок производится займ, и когда по нему осуществляются выплаты?
По облигациям платежи осуществляются как правило раз в квартал или раз в полугодие.
В чем огромный плюс облигаций по сравнению с кредитами? Во-первых, они гораздо дешевле, по ним процент ниже, потому что игроки в ходе торгов роняют ставки. Облигации выпускаются на долгие сроки — мы выпускали на 5 лет, в этом году планируем выпустить на 7 лет. Облигации считаются рыночным долгом — их приветствует минфин, потому что это положительно влияет на имидж региона, на его кредитный статус. Мы здесь в русле тенденций.
Отмечу — мы сейчас облигаций выпускаем больше всех в России. Но тут надо сказать, что Москва ушла с рынка — у них большой профицит, им облигации не нужны, в Петербурге профицит тоже. На этом фоне мы сейчас в лидерах, и регулярно делаем по 2 облигационных займа в год.
Как я уже сказал, спрос на облигации края огромный. Тем более, что облигации может купить даже рядовой гражданин через брокеров. Мы такие примеры в реестрах видим.
И сколько люди зарабатывают на облигациях края?
Последний выпуск мы разместили под 11,7% годовых.
Это в принципе, как вклад в банк.
Лучше. Облигацию можно продать в любой момент — когда вам потребуются деньги. Облигации можно дать в залог — и это как раз причина, почему банки выстраиваются в очередь за ними. Банки покупают облигации, отдают их в залог в ЦБ, и получают назад живые деньги с дисконтом в 1%.
Если вы, как гражданин, разместите депозит в банке, то вам надо ждать до конца срока размещения, чтобы получить деньги. Если захотите снять их заранее, потеряете все проценты. А облигации можно продать в любой момент и получить начисленные к этому времени проценты. Для инвестора это хороший инструмент. Но не менее хорош он и для края.
Мы который год подряд осуществляем облигационные займы дешевле всех регионов страны. Мы в прошлом году заняли средства под 11,7%, в то время как другие регионы, самые лучшие — под 11,7-12,8%. Это говорит о 2 вещах — мы привлекательны для инвесторов, а второе — что мы профессионально размещаем облигации.
Ок, перейдем к другим составляющим госдолга. Госгарантии — что это за механизм, и за кого поручается Красноярский край?
Госгарантии у нас появились в 2008 году, на фоне тогдашнего кризиса. Был принят специальный закон Красноярского края, и в 2008-2009 году регион активно выдавал госгарантии — для сохранения рабочих мест, для подержания работы предприятий.
Основными их получателями тогда стали строительные компании. У них наступили сроки возврата кредитов в банках, банки новых кредитов из-за кризиса им не давали. Но край выдал свои госгарантии, под них компании перекредитовались и избежали дефолтов, а затем рассчитались с кредитами.
Хочу подчеркнуть, что мы ни разу ни за кого не платили. Прецедентов, чтобы бенефициар не исполнил своих обязательств, не было. Сейчас осталась одна госгарантия, выданная ООО «Сибуголь».
Они за счет кредитных средств построили мост к разрезу в Балахтинском районе, рассчитываются по кредиту без просрочек, должны закончить выплаты в 2019 году. Больше с 2009 −2010 годов мы госгарантий не выдавали.
Это не требуется или это позиция минфина?
Это позиция правительства. В современных условиях можно получить банковский кредит, денег у банков достаточно. Тем более, что получить его проще, чем госгарантию. Тот, кто соответствует всем условиям получения госгарантий, без проблем может получить кредит в банке. Таким образом, сейчас экономического смысла в таком инструменте, как госгарантии, нет. Он был, когда у банков были проблемы с ликвидностью, но сегодня у них денег в достатке, равно как и соответствующих предложений.
В 2008 году госдолг составлял всего 1,2 млрд руб. А теперь — более 90 млрд. Рост отражает ухудшение состояния экономики, или нет?
Данная ситуация сложилась вследствие принятых решений на федеральном уровне, в результате чего мы были вынуждены обратиться к заимствованиям. Последовавшие изменения в федеральном законодательстве привели к снижению доходов бюджета края, а на реализацию указов Президента потребовались значительные средства. Вместе с тем был рост экономики края, не прекращалось финансирование крупных проектов. Чем больше реализуешь, тем больше нужно средств. Поэтому наш долг растет. Но не стоит забывать, что параллельно увеличиваются и доходы бюджета.
А какое место мы занимаем среди регионов России по абсолютному объему долга?
В России мы находимся на 4 месте, перед нами Москва, Краснодарский край и Татарстан. Для экономики большого и развивающегося региона осуществлять крупные заимствования — это нормально.
Мы занимаем деньги, чтобы уже сейчас провести мероприятия, на которые в противном случае пришлось бы копить годами. На мосты, больницы, и так далее. Мы берем кредиты, и за их счет уже сейчас решаем социальные задачи.
Расскажите о механизме принятия решений. Кто в правительстве решает, какой объем средств мы будем занимать и когда?
Это чистая математика. В начале года составляется бюджет, определяются расходы, доходы, дефицит. У нас есть перечень объектов, которые строятся, и проектов, которые мы финансируем. Это расходы, и их мы должны профинансировать нашими доходами.
Если их не хватает, мы сразу же в бюджете прописываем необходимость осуществления заимствований. И после его принятия размещаем облигации, берем кредит в банке либо бюджетный кредит.
А бюджетный кредит — он тоже процентный?
Такие кредиты можно назвать «быстрыми», они даются на 50 дней под 0,1% годовых, то есть практически даром. Это похоже на беспроцентный период по картам.
Отмечу, что рост госдолга по этому месяцу связан именно с беспроцентным кредитом. На 1 июня госдолг края равнялся 90,6 млрд руб., а на 1 июля увеличился до 94,6 млрд. Рост был обусловлен тем, что мы взяли 6 млрд в июне в федеральном казначействе. Брали эти деньги на кассовый разрыв — расходы надо осуществить уже сейчас, а доходы от налогов поступают 27 июля.
Уже 2 августа мы эти 6 млрд погасим, и у нас долг уменьшится до 88 млрд руб. Он будет даже меньше, чем был в июне. Экономическое положение края совершенно устойчиво.
Раз уж мы про устойчивость заговорили, то нельзя не упомянуть о рейтингах. Международные рейтинговые агентства в последнее время Красноярский край не жалуют.
Они всех не жалуют. Дело в том, что на фоне всем известных событий в 2014 году рейтинговые агентства изменили прогноз по России. А регионы не могут иметь рейтинг выше, чем вся страна в целом. У страны прогноз негативный, потому и у нас негативный.
Мы по уровню рейтинга находимся во второй группе в компании Алтайского края, Курской, Московской области, Чувашии, Самары. В первой группе Москва, Татарстан, Петербург, Тюмень, Якутия, Ханты-Мансийская, Ленинградская, Новосибирская, Челябинская области.
Отмечу, что Красноярский край имеет рейтинг сразу у трех агентств, и таких регионов в России всего 3 — это Москва, Ханты-Мансийский округ и мы. У всех агентств свои методики оценки, и на основе их исследований мы тоже можем делать для себя какие-то выводы.
А какова вообще бюджетная политика края сейчас?
Есть ряд принципов, которым мы неукоснительно следуем.
Долг должен быть равномерно распределен, не должно быть пиков платежей, когда на определённый месяц приходится большое погашение. Во вторых, заимствования должны быть диверсифицированы по кредитам, облигациям, бюджетным кредитам. В третьих, мы стараемся занимать как можно дешевле. Четвертый принцип — что долг и дефицит должны уменьшаться. Тут инструмент один — рост доходов, и губернатором такая задача поставлена не только для минфина, но и для всего правительства в целом.
Отмечу, что Красноярский край — надежнейший заемщик. Регион ни разу не допустил просрочки своих обязательств, даже технической. Мы занимаем с 1999 года, и за эти годы, при разных губернаторах, не было зафиксировано ни одного нарушения в этой сфере.
Есть масса регионов, которые допускали дефолты — например, Московская область. Но не Красноярский край — у нас платежная дисциплина всегда на первом месте, а кредитная история чиста и открыта. Край — безусловно, надёжный заемщик.