Может, вместе с возможностью жизни у реки появляется какое-то безумное желание ловить рыбу? Бывает так, что волей судьбы оказавшись на острове Отдыха, где-то в самом дальнем его конце, где рыбаки в высоких сапогах выносят из реки несколько тайменей, начинаешь мечтать об удочке и рыбалке. Такие истории даже не нужно придумывать, их рассказывают друг другу совершенно разные люди.
Поэтому даже удивляешься, когда Красноярская ГЭС ЕвроСибЭнерго собирает журналистов, чтобы рассказать им — рыба в реке есть. Если рыбы нет, что тогда пытаются выловить все эти люди на моторках, склонившиеся над водой? Пока курсируешь от Красноярска до Дивногорска, складывается ощущение, что для многих открыты какие-то тайны рыбных карт и территорий. Эти впечатления подтвердили эксперты — эколог, историк Дивногорска, много лет занимающийся рыбалкой, и представитель ГЭС.
Часто то тут, то там можно услышать мнение, что раньше рыбы в Енисее было много, а после строительства ГЭС незамерзающая, но и не прогревающаяся река стала непригодна для некоторых видов. Красноярская ГЭС дает электричество, об этом знают все, но кроме этого, напоминают нам работники ГЭС, она обеспечивает водоснабжение, противопаводковую безопасность, а также имеет рыбохозяйственное значение.
Чтобы сохранить популяцию рыб, ГЭС выполняет требования рыбного хозяйства. Например, в течение мая-июня колебания воды в Енисее не должны превышать полметра. Об этом рассказал Михаил Чернятин, председатель красноярского отделения Международной академии экологии и природопользования:
«Когда рыба идет на нерест, она откладывает икру на камнях, растениях, ветках. Чтобы икра не засохла, не пропала, нужно сохранять уровень воды. Когда кончается период нереста в конце июня, разрешается больший сброс воды».
После появления ГЭС теплолюбивые рыбы акклиматизировались в водохранилище, в заливах, где вода лучше прогревается. Природные, донные рыбы остались в Енисее — они уходят в притоки: Ману, Тунгуску, где образовали новые пути. Но на всякий случай популяция поддерживается искусственно — Абаканский рыбзавод производит мальков (сиговых, хариуса, несколько видов лососевых), и их ежегодно миллионами выпускают в Енисей, водохранилище, притоки.
Как отметил Михаил Чернятин, Енисей никогда не имел большого рыбохозяйственного знания, подсчет рыб условный, но количество рыбы снижается — она в основном концентрируется на севере. В районе Лесосибирска существует «пробка» — из-за отсутствия очистных сооружений всё сливается в реку, и наиболее ценные виды рыб это место не проходят. Михаил Чернятин отметил, что хариус сегодня обитает в притоках Енисея и его нижней части:
«Есть мнение, что хариуса стало меньше. В сам Енисей он заходит, бывает больше или меньше. Вряд ли его стало меньше. Конечно, из-за ГЭС пути миграции надолго, возможно, навсегда, прерваны у проходящих мимо рыб, поэтому они находят пути в притоках».
Боязнь ГЭС — распространенный страх, несмотря на то, что предприятие соответствует системам безопасности и открыто об этом рассказывает. За соблюдением экологических и других требований следят более 50 надзорных органов. Заместитель директора по производству Красноярской ГЭС Дмитрий Краснобаев рассказал:
«Красноярская ГЭС является одним из самых надежных сооружений в мире. Компания соответствует требованиям, имеет сертификаты безопасности, соблюдает экологические требования своевременно и в полном объеме. Никаких замечаний от природоохранных органов с точки зрения рыбы, других аспектов, не зарегистрировано уже много лет».
Сотрудники Красноярской ГЭС рассказывают: всем нам, живущим ниже по течению, повезло — плотина сдерживает заболевания, бактерии с поверхности воды. Выпадающие в осадок вещества остаются в водохранилище, а плотина становится фильтром. Промежуток до Дивногорска содержит чистейшую воду. Михаил Чернятин говорит, что можно зачерпывать воду кружкой и пить, по чистоте она не хуже байкальской.
Историк Дивногорска Игорь Федоров также отмечает, что от Дивногорска до Красноярска на всех участках постоянно ловят хариуса. И если кто и влияет на популяции, то это не ГЭС, а присутствие на реке человека, постоянно увеличивающего количество водного транспорта, загрязняющего воду. Поэтому ответственность за рыбу лежит на каждом, а чистота — в бережном отношении к Енисею.