![](/images/2016/sep/05/Untitled-5.jpg)
Импорт пока преобладает
По оценкам экспертов, в России продается 5 млн велосипедов ежегодно. Но только 45% из них — продукция отечественных компаний. В первую очередь крупнейшего в России производителя «Веломоторс» (бренд Stels) и пермской фирмы Forward. Оставшиеся 55% — импортные изделия, причем 39% приходится на долю Китая.
Ведущие позиции импорта на рынке велосипедов объясняются рядом причин. Одна из них — занижение импортерами таможенной стоимости ввозимых велосипедов и комплектующих, что позволяет им продавать товар на российском рынке по более конкурентоспособной цене. Особенно это касается изделий, импортируемых из Китая. К слову, некоторые государства уже ввели антидемпинговые пошлины на китайские велосипеды. В странах ЕС они облагаются пошлиной в 48,5%, в то время как на велосипеды из других стран (за исключением Камбоджи, Пакистана и Филиппин) действует налог в 14%. В Мексике на «китайцев» ввели пошлину в размере $10,10. Расследования демпинга со стороны производителей из Поднебесной проводила и Канада.
По некоторым оценкам, из-за таможенного демпинга бюджет России только за 2015 год недополучил до 10 млрд руб. Эти деньги могли пойти, в том числе, на господдержку российских производителей велосипедов, которые в свою очередь могли бы пустить их на локализацию производства в России, увеличение мощностей и рабочих мест.
Есть еще один фактор, определяющий ценовую политику на рынке велосипедов. В настоящее время отечественные производители велосипедов приобретают различные комплектующие у зарубежных компаний — также по причине занижения таможенных пошлин на них. И в первую очередь это касается алюминиевых деталей, импортируемых опять же из Китая.
![](/images/2016/sep/05/bicycles-1029858_960_720.jpg)
Ситуация меняется
Однако сейчас создаются предпосылки для того, чтобы российские производители велосипедов смогли существенно подвинуть на рынке зарубежных конкурентов. Во-первых, китайские товары постепенно лишаются своего главного преимущества — доступности. Это связано с ослаблением рубля — начиная с 2014 года, китайский юань подорожал к рублю на 79,8% — с 5,3 руб. до 9,7 руб. Доллар США вырос еще больше — в два с небольшим раза — с 32,65 руб. до 65,76 руб. В то же время дорожает и китайская рабочая сила, что увеличивает себестоимость их продукта.
Иными словами, складывающаяся рыночная конъюнктура способствует росту конкурентоспособности отечественных производителей велосипедов и дает им хороший шанс «подсидеть» конкурентов. Тем более, что в этом им готова помочь российская алюминиевая промышленность. Алюминий — материал, из которого изготавливаются ободы велосипедных колес. Кроме того, из алюминия может быть выполнена рама велосипеда (доля таких велосипедов на российском рынке очень существенна — 2 млн штук).
Сейчас объем алюминия, идущего на изготовление велосипедных рам и ободов в России, составляет около 12 тыс. т в год. При этом отечественные переработчики алюминия готовы расширить производство деталей для велосипедов. В их числе, например, крупнейшие поставщики профилей из алюминиевых сплавов для велосипедных ободов и рам — компании «Татпроф» и ВМК.
![](/images/2016/sep/05/bell-726266_960_720.jpg)
В перспективе — экспорт
Свою готовность поддержать отечественных производителей велосипедов подтвердил и крупнейший российский производитель первичного алюминия — компания РУСАЛ. Недавно она подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с компанией «Веломоторс» — в части импортозамещения и локализации производства компонентов для велосипедной промышленности России.
В рамках соглашения предполагается создание предприятия по производству и сборке велосипедов в Красноярском крае. Сейчас у «Веломоторс» действует подобное производство в Жуковском, что уже позволяет компании выпускать до 2,5 млн велосипедов в год. Аналогичное предприятие создается в Брянской области.
Увеличение собственного производства алюминиевых комплектующих позволит российскому производителю снизить стоимость продукции и усилить конкурентные преимущества. В недалекой перспективе можно будет говорить уже не только об увеличении доли на внутреннем рынке, но и о развитии экспортного направления. По экспертной оценке Национальной Ассоциации развития веломотоиндустрии (НАРВМИ), уже в 2017-2018 годах российские велосипеды смогут занять 10% рынка изделий с алюминиевой рамой в ЕС, а к 2021 году увеличить долю на нем до 15-20%.
фото: pixabay.com