Расскажите, что представляет собой проект «И-куб»?
«И-куб» — «Информационно-инженерный инкубатор» — это программа профессионального воспитания с 12 лет и до «рынка». Под «рынком» мы понимаем три исхода — фриланс, корпоративное обучение, собственный бизнес.
Как математик по первому и физрук по второму образованию, я очень люблю четкость и достижения. Именно они лежат в основе нашей системы, где ключевой элемент — это модуль. В модуле «веб-разработка» — это сайт, в промышленном дизайне — распечатанный на 3D-станке прототип и так далее. Два месяца 70-80 часов личного времени воспитанник посвящает конкретной задаче. Задача большая и лежит «за рамками» одного человека, поэтому ее решает команда.
Еще один важный вопрос в финале каждого модуля: «Ты погрузился в отрасль, как тебе?». И тут ответы бывают самые разные. От «Я думал ИТ-разработка это „Матрица“, кибер-панк и прочая романтика, а тут надо спецификацию читать, код „пилить“, я хочу в дизайн» до «Интересно, но я понял, что хочу поработать руками и собрать свою собственную машину».
И сколько подобных модулей проходит каждый воспитанник?
В течение учебного года есть четыре модуля — четыре возможности попробовать себя в разном, получить опыт и сделать вывод, подходит ребенку та или иная область или нет. Это именно собственное решение воспитанника, принятое на основе реальной практики, а не потому, что кто-то показал ему красивую картинку про эту специальность или было какое-то тестирование.
Хотя тестирование мы также используем, но только с одной целью — помочь сформировать гипотезу про себя и потом за два месяца эту гипотезу проверить. В какой-то момент включается триггер, воспитанник говорит: «Это мое, зацепило» и мы переходим к модулю следующего уровня, он тоже рассчитан на два месяца. Задача здесь не просто что-то сделать, а сделать это лучше других — это внутренние соревнования. На модуле третьего уровня соревнования уже внешние — общегородские, общероссийские.
Все это дает несколько эффектов. Во-первых, удерживается мотивация, воспитаннику все время интересно заниматься задачей, есть постоянные короткие вызовы, за счет которых глубоко осваивается предметная область. Плюс, у воспитанника возникает ощущение, что он крутой — у него есть достижения, ачивки, медали.
На этом обучение заканчивается?
Нет, на этом этапе есть еще одна ступень — мастерская. Задачу с четким результатом ставит заказчик — реальный работодатель. В финале от заказчика поступает обратная связь: «Вот это вы, действительно, умеете делать хорошо, а вот это — ерунда», и чтобы справляться с задачами, которые мы ставим своим сотрудникам, надо продвинуться в таких-то областях. И опять у нас два варианта. Первый: окей, я дошел до цели — попробовал заработать своими знаниями деньги, но пусть это останется моим хобби, зарабатывать буду где-то еще. Или же: вызов принят — нейронные сети, сопромат, новый язык программирования — возьмусь и разберусь.
Какое время проходит с начала обучения и до момента, когда вы сталкиваете ребенка с «рынком», проверяете?
Юридически ребёнок может работать с 14 лет, с 15 — уже без наблюдения органов опеки. В этом возрасте мы обязательно даем воспитанникам первый трудовой опыт. Дальше выбор остается за ним. Есть ребята, которые с 14 лет занялись, к примеру, робототехникой и развиваются в ней дальше. Таким уже в этом году мы будем давать дисциплины, которые читаются в магистратуре физфака НГУ — они уже доросли до серьезных микроконтроллеров и готовы глубоко разбираться в этой теме.
Есть те, кто проверяет себя, ищет. Но общая статистика такая: к 10 и 11 классам ребята уже уверено знают, чего хотят. Если говорить о трёх возможных путях, то в основном все идут по корпоративному обучению. Почему? Потому что вопрос денег для них перестает быть сакральным — они знают, как могут заработать, им показали пути и дали ту самую «удочку». В то же время у них есть понимание, что большие деньги и, самое главное, большие интересные задачи возникают именно в корпоративном обучении. Важен и тот самый контакт с работодателем, который состоялся еще до поступления.
А результат всегда достигается — ребёнок к 11 классу понимает, кем хочет быть? Кажется, что современных подростков «шатает», сделать выбор им непросто...
Это же не свойство поколения — это вообще свойство мира. Совершенно нормально время от времени менять сферу своих интересов. Скажем, я пришел в образовании из глубоко айтишной сферы: строил свою карьеру от программиста до директора, но в какой-то момент от компьютеров стало тошнить, захотелось живого общения с людьми.
Мы ведь не занимаемся профориентацией — это слишком мелко. Мы даем ребенку основание, с помощью которого он может быстро понять, его или не его то или иное дело, и если его — быстро в нем вырасти. Если в 20 или 30 лет он поймет, что хочет чего-то нового — у него уже есть алгоритм, как быстро развить в себе нужные профессиональные навыки.
Сколько всего ребят у вас одновременно учится?
В прошлом году был поток из 100 человек, в этом мы готовимся принять уже 500.
Обучение у вас платное. Готовы ли родители инвестировать в будущее своих детей?
Первые три года мы работали на волонтёрских началах, просто потому, что было интересно. Два года назад я понял, что только моих личных денег проект съедает полмиллиона, а движуха растёт. И это означает, что в будущем году цифра увеличится ещё в несколько раз. Вопрос встал очень жёстко: или проект закрывать, или пойти к родителям — все время до этого у меня было табу на то, чтобы брать с них деньги. К тому, чтобы платить за эту услугу, родители оказались готовы (стоимость обучения в «И-кубе» — 5 тыс. рублей в месяц), и тем самым подтвердили ценность работы, которую мы делаем. Из 100 человек, которых мы взяли в начале прошлого учебного года, на завершающей конференции было 84.
Среди партнеров вашего проекта крупные российские и международные компании. Сложно ли было привлечь и какие у них запросы?
Ключевой партнер есть в каждом направлении, в ИТ-разработке — это «Яндекс» и «СКБ-контур», в робототехнике — Intel, в разработке игр — DeusCraft. Мы не открываем направление, если у нас нет надежного партнера, который даст нам ту самую экспертизу и проверит результаты нашего труда.
Какие ресурсы вы бы назвали в числе действительно полезных для развития и образования подростков?
Таких ресурсов много. Доступны электронные учебники, если мы говорим о школьниках, есть великолепный Khan Academ, причем не русская, а английская версия проекта, заодно и язык можно подтянуть. Есть прекрасный отечественный проект «Интернет-урок», позволяющий подготовиться к сдаче контрольной. За последний год запустилась платформа «Открытое образование», есть «Лекториум» и «Универсариум».
Знаний сегодня полно , вопрос в том где и как их применять, и почему это будет интересно. «И-куб» возник именно как один из ответов на этот вопрос.
Наталья Мороз, интернет-газета Newslab.ru