>
>
>
«Выбросы заводов в 80-е были в сотни раз больше»

«Выбросы заводов в 80-е были в сотни раз больше»

07.10.2016
0

В экологическую приёмную по телефону (391) 206-96-57 поступили десятки вопросов разнообразной тематики — от природоохранной деятельности КрАЗа до сортировки и переработки бытового мусора. Ответы дал Иван Ребрик, директор департамента по экологии, охране труда и промышленной безопасности компании РУСАЛ.

НМУ в Красноярске объявляется всё чаще, а Минприроды исключило Красноярск из 10 самых грязных городов России. Какова реальная оценка состояния окружающей среды Красноярска?

Если отталкиваться от официальных данных Министерства природы на основании отчётности крупных предприятий, очевидно снижение выбросов от промышленных источников. Если сфокусировать внимание на Красноярском алюминиевом заводе, то процесс активного снижения негативного воздействия запущен в 2003 году.

Первый этап экологической модернизации закончился в 2013 году, на треть снизился объём выбросов, сегодня реализуется второй этап. Он предполагает перевод всех электролизёров на технологию Экологический Содерберг. Показательными можно считать расходы компании РУСАЛ на экологическую модернизацию КрАЗа: в 2015 году это 1 миллиард рублей, в 2016 — около 800 миллионов рублей, а в 2017 году планируется направить ещё более 1 миллиарда рублей. И компания не намерена останавливаться на данной программе.

В планах не только модернизация оборудования, дооснащение производственных участков, но и создание комплексной непрерывной системы экологического мониторинга. Если будет создана удобная система трансляции этих данных, то каждый красноярец сможет буквально из дома, со своего компьютера, видеть замеры в реальном времени.

Но, тем не менее, мы видим ухудшение климатических условий, изменение погоды в городе. Все жители на себе ощущают увеличение дней с неблагоприятными метеоусловиями. Если промышленные гиганты ведут экологическую модернизацию, то, очевидно, что причина кроется не только в них, необходим комплексный подход, прежде всего, к оценке негативного воздействия на окружающую среду.

Сегодня мы понимаем, что существуют большая доля выбросов от автомобильного транспорта и масса неучтённых источников выбросов, например, мелкие котельные и мини-заводы, которые не проходят ни государственную экспертизу, ни контролируются соответствующими органами.

Сегодня, с учётом розы ветров, по экспертной оценке можно говорить, что от 13% до 18% общего загрязнения атмосферы воздуха Красноярска даёт Красноярский алюминиевый завод. Вопрос, что составляет все остальное?

И этот вопрос мы должны решить совместно с жителями, органами власти и представителями бизнеса.

Что вообще такое режим НМУ и почему он возникает?

Режим неблагоприятных метеоусловий — это, проще говоря, погодное явление, которое препятствует рассеиванию загрязняющих веществ, накопленных в воздухе. Потоки воздуха накрывают Красноярск, как покрывалом. Тёплый воздух из приземного слоя, в котором и накапливаются загрязняющие вещества, бьётся в это покрывало, как в крышку кастрюли. Эти слои воздуха просто препятствуют рассеиванию. В том числе и при отсутствии восходящего потока воздуха, который и должен обеспечивать движение воздушных масс.

Возникает такое явление, как НМУ, в связи с множеством фактором. Это связано и с глобальными изменениями климата, которое является следствием человеческой деятельностью, её антропогенного воздействия на природу. Это и свалки, и растущие объёмы сжигания угля, и автомобильный транспорт, и тепловое излучение.

Красноярск всё интенсивней застраивается, количество машин растёт. Некоторые дороги прямо примыкают к домам, и все эти выхлопные газы летят прямо в форточку. Есть ли нормативы выбросов? Кто их регулирует? Учитывается ли это где-то?

Надо чётко понимать, что существуют жёсткие нормативы качества атмосферного воздуха в населённых местах и за контроль этого отвечает Роспотребнадзор. Вы всегда можете обратиться в это ведомство, и они должны будут отреагировать и дать ответы на ваши вопросы. Это самый короткий путь, чтобы понять, что происходит с воздухом на самом деле. Но озабоченность такими вопросами говорит о том, что нужно сегодня властям обратить внимание, что территориальное развитие города идёт без учёта экологических аспектов.

Для того, чтобы хотя бы начать такую работу, необходимо провести объективную инвентаризацию всех источников выбросов, а не только ТЭЦ и КрАЗ. Люди живут в конкретных местах, где есть конкретные источники выбросов прямо за окном, в их районе, которые мешают им дышать, спать и спокойно жить.

Какой из районов Красноярска можно считать самым экологически чистым, а какой — наоборот?

Надо чётко понимать, что так называемые народные представления об экологической обстановке в тех или иных районах не всегда соответствуют действительности. Но можно констатировать, что неплохая ситуация в Свердловском районе. Безусловно, лидирует по качеству среды верхняя Ветлужанка и район Удачного. Если говорить об обратном, то по загрязнённости атмосферного воздуха на протяжении последних шести лет лидируют Кировский и Центральный районы.

Могу ли я отличить выбросы КрАЗа по запаху?

Я отработал там более 30 лет, как профессионал я понимаю технологии и отклонения, как на цвет, так и на запах, на внутренние ощущения. Другие кразовцы тоже могут отличить этот запах. Но для рядового красноярца, я думаю, это невозможно. Раньше были случаи, когда случалось отклонение от технологии, и до города доходил запах. Но сегодня до жилых районов эти вещества, которые обладают запахами, не дотягивают. Это подтверждается и надзорными органами.

В прошлом году 336 дней на КрАЗе провели представители контрольно-надзорных органов. И Роспотребнадзор, и Росприроднадзор и прокуратура в постоянном режиме были на заводе. И, в первую очередь, благодаря тому, что общественность принуждает к этому. Все эти многочисленные заявления в соответствующие органы, публичные петиции в Интернете, естественно, имеют продолжение в таких проверках. Уверяю, что если бы было что-то криминальное, завод бы уже давно остановили.

Часто стою на остановке и вижу ужасающую картину: отъезжающий автобус оставляет большие чёрные клубы дыма. Есть ли какой-то норматив именно вот этих выбросов? Кто-то же должен регулировать вопрос выбросов именно от общественного транспорта?

На самом деле такие нормативы, безусловно, существуют. Мало того, перевозчик обязан вести ежедневный контроль выхода транспорта на линию. Но, если факты фиксируются, то, очевидно, кто-то недорабатывает. Сегодня очень фрагментарно выявляет такие нарушения прокуратура. А мы видим полную картину: эти чадящие на остановках автобусы, черные шлейфы труб асфальто-бетонных заводов при въезде в город. Самое поразительное и вопиющее, что мы говорим, но конкретных действий никто не предпринял. Это запрос не только муниципальным органам власти, но и субъекту.

Необходимо разработать комплексную экологическую программу, которая будет включать и полноценный мониторинг, учёт источников выбросов и устанавливать нормы и правила поведения, карающие меры и другие аспекты полноценной деятельности с целью сохранения допустимого качества атмосферного воздуха.

Город растёт, а, значит, растёт и количество мусора. И все отходы: пищевые, строительные, пластик и химикаты сваливаются в одну кучу. Что делать?

Со стороны государства, территориальных органов надзора должны быть организованы процессы приёма в переработку, сортировки и складирования. Сегодня нормативами определены такие понятия, как периодичность сбора и вывоза, места складирования и всё прочее. Существует закон о санитарной защите населения, и контроль его исполнения ведёт Роспотребнадзор. В том числе и штрафует. Есть горячие линии, куда нужно звонить в случае, если зафиксировано нарушение, например, хранения химических отходов, и специалисты должны приехать на место, составить акт.

Сегодня есть и другие методы реагирования, достаточно зайти в Интернет и найти активных общественников, которые занимаются такими вопросами. Одни из таких: Мусора.нет и Партия Зелёных. Если говорить о переработке и европейских стандартах сортировки мусора, которые никак не могут прийти в нашу жизнь, то это вопрос культуры населения. Но, к слову, генеральный план санитарной очистки Красноярска предусматривает раздельный сбор. Сейчас, насколько мы знаем, идёт строительство технопарка в Емельяновском районе, где как раз будет возведён мусороперерабатывающий завод.

У дорог в Красноярске ставят шумопоглощающие экраны. Насколько они эффективны, допустим, для сдерживания выхлопов?

Автомобильный транспорт сегодня самый распространённый источник не только выбросов, но и шумовой нагрузки. Есть различного свойства экраны, но чаще всего это экраны комбинированного действия. В любом случае, их первоочередная функция — это шумопоглощение. Можно, конечно, предполагать, что они позволяют концентрировать загазованный воздух у дороги, но о каком-то выраженном эффекте говорить нельзя.

В Красноярск пришла эра высоток. Строятся дома выше 20 этажей. На каком этаже наиболее благоприятна покупка квартиры с точки зрения качества воздуха? На какой высоте концентрация меньше?

Любые попытки сформулировать такую классификацию нужно считать условными, потому что для каждого дома будут свои характеристики с учётом рельефности и района. Мы понимаем, что все загрязняющие вещества концентрируются на уровне зоны нашего дыхания. Поэтому самый насыщенный газами воздух находится на уровне первых четырёх этажей. Но нельзя забывать, что часто именно эти этажи находятся за деревьями. В таких случаях воздух, конечно, будет намного чище.

До 5-7 этажей газы практически не достигают, то есть, на этом уровне воздух можно считать условно чистым. А уже те этажи, что выше 7, входят в зону горизонтального переноса от предприятий. В особенности мелких котельных и маленьких заводов, которые не ведут никакой природоохранной деятельности, но поставляют в небо десятки и сотни тонн загрязняющих веществ.

Какие есть правила поведения, чтобы сохранить здоровье с нашей экологией? Тем более, для детей. Мы выросли в других условиях, поэтому, наверное, здоровые. А что делать со своими детьми, которые с рождения вдыхают загазованный воздух?

Мало кто знает, но выбросы с предприятий в 80-е годы были не в десятки, а в сотни раз больше, чем сегодня. И масса предприятий, кстати, тогда работала, а сейчас закрыта. Так что утверждение, что раньше воздух был чище и трава зеленей, очень спорное. Тогда был другой уровень информированности, не было тех технологий мониторинга окружающей среды, которые есть сейчас. И эта озабоченность общественности — настоящая действенная сила. В первую очередь, для формирования культуры осознанного поведения.

Сегодня нет достоверных данных, устанавливающих чёткую однозначную взаимосвязь злокачественных изменений организма человека с концентрациями тех или иных веществ в воздухе относительно именно красноярцев. Но по оценке Всемирной Организации Здравоохранения известно, что внешняя среда только на 20-25% влияет на здоровье человека. Всё остальное — это образ жизни, питание, генетическая обусловленность, уровень здравоохранения. Поэтому, в первую очередь, нужно заботиться о себе, выполнять рекомендации Роспотребнадзора и пропагандировать в своём окружении ответственное отношение к потреблению товаров и услуг, которые являются причиной возникновения отходов.

Андрей Оланов

Рекомендуем почитать