>
>
>
«Люди своего дела»: туризм по-сибирски

«Люди своего дела»: туризм по-сибирски

28.12.2016
2
Ергаки
Фото: Наталья Бакурова

«Затерянные в Сибири» — ваш первый бизнес?

Нет. Сама компания «Затерянные в Сибири» создана недавно — в ноябре 2015 года, но помимо нее у меня есть давно действующее предприятие — бухгалтерское агентство «КрасАвторитет». Кроме того, имеется опыт оптовых продаж. Так что, это не первые мои шаги в бизнесе.

Что привело вас именно в туристический бизнес?

ООО «Затерянные в Сибири»
Год основания: 2015
Профиль деятельности: въездной туризм (организация туров по Сибири для иностранных туристов).
В проекте заняты 8 сотрудников

Честно говоря, никогда даже мысли не было заниматься этой деятельностью, но так сложились обстоятельства. Дело в том, что среди клиентов нашего бухгалтерского агентства есть китайские предприниматели, ведущие бизнес в Красноярском крае. Как-то они изъявили желание провести здесь отдых и поинтересовались, что у нас есть интересного, что можно посмотреть, чем заняться, и кто это все может организовать.

Мы попытались найти для них какое-то агентство или организацию, которые могли бы провести подобный тур, но не смогли. Оказалось, что такие услуги у нас никто не предоставляет. В итоге нам пришлось самостоятельно придумать и организовать программу отдыха для наших китайских партнеров. Этот опыт нас и вдохновил на создание компании, которая будет заниматься этим целенаправленно, как отельным бизнесом. Мы подумали, раз есть спрос, почему бы не сформировать соответствующее предложение. В результате на данный момент мы уже привозили к нам в край туристов из Китая, Германии, Финляндии.

Вы занимаетесь исключительно въездным туризмом?

В этом и заключается идея: не возить наших туристов за границу, как делают все, а привозить иностранцев к нам. Поэтому мы не продвигаем свои услуги в крае и в России, наши клиенты — это зарубежные туристы, в первую очередь, из Китая и Европы.

С чего начинали новый бизнес?

Начали мы с разработки концепции и идеи — буквально за сутки придумали схему организации бизнеса, название, логотип, составили план действий. Мы решили, что наша компания будет работать как своего рода оператор, объединяющий поставщиков услуг и организаторов различных видов досуга, которые будут интересны иностранным туристам. Например, рыбалка, катание на собачьих упряжках, прыжки с парашютом, сплавы по рекам, экскурсии по музеям, историческим местам и т. д.

Как правило, подобными услугами занимаются небольшие компании и фирмы, которым сложно продвигаться самостоятельно, особенно, на зарубежном рынке. Поэтому мы объединяем их услуги, формируем в единый тур, который предлагаем иностранным туристам. Суть в том, что, например, просто покататься на собачках к нам вряд ли кто-то приедет, а вот досуг в комплексе — с разными развлечениями и экскурсиями — это уже интересно.

Также привлекаем к сотрудничеству компании, которые оказывают услуги проживания, перевозки, питания — соответственно, гостиницы и турбазы, транспортные фирмы, заведения общепита и т. п. То есть, в целом формируется пул предприятий, которые предоставляет весь комплекс услуг для туристов. Мы же, повторюсь, выступаем оператором, который формирует из отдельных услуг общий продукт и координирует весь процесс. Как таковых туристических услуг наша компания не оказывает. Единственное, у нас есть своя база отдыха, которая позволяет нам решать вопрос качественного и доступного проживания для наших гостей.

Сколько всего у вас партнеров, и как вы их привлекали?

Сначала просто искали в интернете — кто занимается сплавами, кто экскурсиями в пещеры, кто рыбалкой и т.д., связывались и предлагали сотрудничество. Сейчас, по прошествии года, звонят уже нам с предложениями партнерства. На данный момент у нас около 20 постоянных партнеров, с которыми мы уже сработались, и примерно столько же потенциальных — тех, кто изъявил желание сотрудничать с нами. Как правило, в одном туре мы объединяем 5-6 организаций с различными услугами и видами досуга.

Если правильно понимаю, с поиском партнеров проблем не было?

Не совсем. Кто-то категорически не хочет работать с иностранцами, ведь это другой менталитет, другие требования к услугам и сервису, а, значит, нужно как-то перестраивать работу, возможно, нести дополнительные расходы. Не все к этому готовы, а кто-то просто не хочет заморачиваться, говорит, что ему хватает отечественных туристов. А есть те, кто с энтузиазмом воспринимает наше предложение. К примеру, нас очень поддержал ресторатор Владимир Владимиров. Когда мы прорабатывали экскурсионные маршруты по Красноярску, встал вопрос организации питания и мы вышли на него с предложением о сотрудничестве. Он охотно пошел нам навстречу, проявил заинтересованность, и сейчас мы работаем с его заведениями.

Вы предлагаете готовые туры или всякий раз разрабатываете индивидуальную программу?

У нас есть как готовые туры, так и индивидуальные. Среди готовых есть, например, «зимний» тур, который мы придумали специально для туристов из Китая. Он предусматривает посещение спорт-отеля «Дивный» в Дивногорске, экопарка «Манаград», катание на собаках хаски, подледную рыбалку, а также посещение музеев и памятных мест Красноярска.

Или есть еще «золотой» тур, во время которого, наши гости помимо прочего могут побывать на производстве изделий из золота — такую услугу предоставляет наш партнер Ювелирный дом «Ремикс». Что касается индивидуальных туров, то можем организовать, к примеру, рыбалку у подножия плато Путорана. Но это, скажем так, эксклюзивные и поэтому более дорогостоящие услуги.

Плато Путорана
Источник: ФГБУ «Государственный природный заповедник „Большой Арктический“» / bigarctic.ru

Насколько обширна география ваших туров?

На севере это Енисейск, куда мы организуем речные круизы. В индивидуальном порядке — то же плато Путорана. На юге — Ергаки, Шушенское. На востоке — Байкал. В основном, конечно, территория Красноярского края.

С какими сложностями приходится сталкиваться во въездном туристическом бизнесе?

Главная сложность — продвижение услуг за рубежом. Изначально мы планировали завязать сотрудничество с иностранными туркомпаниями и агентствами, которые представляли бы наш продукт на своих рынках. Однако столкнулись с тем, что за рубежом наш край практически не знают и не воспринимают как туристический объект. Там вообще очень скудные представления о туристическом потенциале нашей страны, причем, как в Европе, так и в Азии. Москва, Питер, Байкал — вот фактически все направления туристических потоков к нам из-за рубежа.

Материалы по теме
В гости к идолам и староверам
Тур по тайным уголкам Красноярского края

Об остальных территориях иностранные туристы почти ничего не знают. Ну, или знают какие-то распространенные стереотипы, например, что в Сибири «холодно и опасно» (смеется). Хотя, конечно, мы сами тут виноваты — очень слабо позиционируем себя на международном уровне в качестве территории привлекательной для туризма.

Соответственно, никто из зарубежных туркомпаний не ждет нас с распростертыми объятьями и не спешит с нами работать в плане продвижения наших услуг. На данный момент нам удалось заключить несколько международных договоров о сотрудничестве, но массового потока туристов к нам пока не наблюдается.

Что предпринимаете?

Действуем самостоятельно. В первую очередь, пытаемся «проникнуть» на их рынки через интернет, социальные сети. В Европе — Facebook, в Китае — WhatsApp, WeChat. Создали сайты на китайском и английском языках, сейчас занимаемся их наполнением, развитием. Плюс у нас за рубежом работают несколько агентов, которые распространяют наше предложение.

Кроме того, рекламируемся на профильных выставках. Буквально месяца через два после создания компании мы узнали, что Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса организует поездку красноярских туркомпаний на выставку в Москву. Мы подали заявку на участие, нас приняли и, более того, оказали серьезную поддержку. К примеру, Агентство взяло на себя часть финансовых расходов, помогло в подготовке раздаточных материалов, организовало выставочный стенд. По сути, нам оставалось только прибыть на выставку и начать работать.

Также с помощью Агентства мы побывали на международной выставке в Китае. Причем, так получилось, что из всех заявившихся изначально компаний на выставку смогли поехать только мы, остальные отказались. И Агентство не отменило бизнес-миссию, и тоже поддержало нас в этой поездке.

Кроме участия в выставках, вы пользовались еще какими-то услугами Агенства?

Пока нет, но планируем. Во-первых, нам потребуется финансовый заем на развитие в будущем году, и мы рассчитываем в этом на помощь Агентства. Кроме того, нам необходима помощь по переводу информации на сайтах, а также контрактов и документации на иностранные языки, поскольку мы продвигаемся за рубежом. Такие услуги сотрудники Агентства тоже оказывают, и мы думаем опять же к ним обратиться.

Сколько человек заняты в проекте «Затерянные в Сибири»?

Коллектив у нас небольшой. Помимо меня у компании есть еще один собственник. Вдвоем мы занимаемся всей организационной работой. Также есть привлеченные дизайнер, программист, агенты, в том числе за рубежом. В общей сложности 8 человек.

Путешествие по Енисею
Фото: Александр Паниотов

Какие у вас планы на развитие компании?

В ближайшее время нам необходимо усиленное продвижение наших услуг в Китае и Европе. Для этого потребуется нанимать агентства, которые занимаются продвижением в интернете, в социальных сетях продуктов и компаний. Причем именно в тех странах, куда мы будем заходим, так как сайты, которые мы делаем здесь, даже иноязычные, не индексируются за рубежом. Это достаточно дорогостоящие услуги, и как раз для этого нам потребуется дополнительное финансирование.

Если говорить о планах на ближайшие 5 лет, то это все-таки создание собственных представительств в крупных городах Китая, Японии и Европы. Это необходимо, поскольку, чтобы считаться уважаемой, серьезной фирмой на тех рынках, нужен, как минимум, собственный офис.

Текущая работа — это разработка новых туров и привлечение новых партнеров. Как говорится, пользуясь случаем, приглашаю к сотрудничеству — если у вас есть ферма, база отдыха, вы занимаетесь прыжками с парашютом и т. п. — милости просим.

Каков, по вашей оценке, потенциал въездного туризма у нашего края? Насколько это интересно самим зарубежным туристам?

Материалы по теме
Заповедник «Хакасский»: босиком по шишкам
В гости к древним жителям Сибири

У этого направления очень большие перспективы, и мы это уже оценили на своем опыте. Конечно, у нас маловато объектов культуры и истории, но экологический туризм, безусловно, пойдет на ура. Здесь у нас ресурс просто огромный. Иностранные туристы, особенно, европейские привыкли к традиционным обзорным и постановочным экскурсиям, а вот природа и натуральный, естественный местный быт для них очень интересен. К примеру, мы вывозим их в какую-то маленькую деревеньку, в хозяйство местного фермера, они видят, как он живет, работает — видят, что это настоящий фермер и настоящее хозяйство, и для них это просто в диковину. И вот эта подлинность, аутентичность отличает нас от других стран, в первую очередь, европейских.

Или вот был забавный случай с туристом из Германии. Мы повели его на прогулку в «Бобровый лог», и там он услышал, как по громкоговорителю предупреждают туристов не сходить с тропы — может встретиться медведь. У нашего немца это никак не укладывалось в голове, он меня спрашивал: «Это будет какое-то представление? Это цирковой медведь?».

То есть, человек просто не мог представить, что к нему сейчас может выйти лесной дикий зверь, что такое в принципе возможно! Настолько люди там отвыкли от какой-то первозданности, представления дикой природы. И это как раз то, что может привлечь к нам иностранных туристов.

ООО «Затерянные в Сибири»
Тел.: (391) 268-04-18
E-mail:
Lostinsiberia2n@mail.ru

Но необходимо формировать спрос у людей за рубежом к нашему краю, «раскачивать» это направление. Прямо скажем, это тяжело, и мы сейчас только в самом начале пути. Конечно, хотелось бы, чтобы государство с его мощными ресурсами активнее подключалось к развитию въездного туризма, потому что нам и другим подобным компаниям на своем уровне продвинуть эту тему будет сложно.

Рекомендуем почитать