Своим экспертным мнением по поводу того, что надо сделать для их устранения, поделился Валентин Трищенко, председатель Алюминиевой Ассоциации.
Зачастую экспортеры сталкиваются с ситуацией, когда сумма налоговых вычетов может превысить общую сумму НДС. В этом случае, им предоставлено право возмещать образующуюся разницу в заявительном порядке, но при соблюдении двух важнейших условий, а именно — право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, составляет не менее 10 млрд руб.
Однако тем самым из круга налогоплательщиков, которые могут воспользоваться подобным порядком, исключается большое число производителей, скажем, если они начали заниматься производством и реализацией алюминия на экспорт только в 2015 г. или сумма налоговых платежей за три календарных года менее 10 млрд руб., что характерно для малых и средних предприятий.
Поэтому предлагается снизить размер вышеуказанной суммы налогов с 10 до 1 млрд. руб., а период ограничить одним календарным годом.
Кроме того, вычеты НДС в отношении операций по реализации товаров, облагаемых по ставке 0%, производятся на момент определения налоговой базы. Им, в частности, является последнее число квартала, в котором собран полный комплект документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки.
При этом компании, продающие продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках, вынуждены по специальной методике рассчитать сумму «входного» НДС, приходящуюся на товары, отгруженные на экспорт. Затем на дату расчета надо восстановить «входной» НДС, принятый ранее к вычету в отношении до этого экспортированной продукции. После же подтверждения права на применение нулевой ставки, восстановленный налог вновь надо принять к вычету, заявив его в периоде подтверждения экспорта (в квартале, когда собран весь пакет подтверждающих документов в пределах 180 дней).
Тем самым налицо громоздкая конструкция, способная вызвать ошибку даже у самого подготовленного бухгалтера и грозящая проверкой со стороны налоговой инспекции. Вдобавок она противоречит закрепленному в Налоговом кодексе России принципу равенства.
Стоит отметить, что при применении ставки НДС в 10% или 18% таких проблем не возникает. Поэтому мы предлагаем сделать право получения налоговых вычетов в отношении алюминия, поставляемого на экспорт, аналогичным общему порядку принятия НДС к вычету, то есть при принятии приобретенных товаров на налоговый учет. Это значительно упростит работу и налогоплательщиков, и налоговиков.
И, наконец, в настоящее время экспортеры должны предоставлять в налоговые органы бумажные копии документов, подтверждающих вывоз товара за пределы России. Процесс довольно трудоёмкий и требующий использования большого количества бумаги.
С учетом того, что фактический вывоз фиксирует Федеральная таможенная служба, а информация необходима другому государственному органу — Федеральной налоговой службе, мы полагаем, что соответствующая организация электронного документооборота между государственными органами могла бы существенно улучшить администрирование возмещения экспортного НДС, избавив налогоплательщиков от излишней траты сил и времени, не говоря уже о материальных расходах на покупку бумаги и печать необходимых документов.
В итоге от предложенных нами мер выиграют все: и компании, отгружающие алюминий и его полуфабрикаты за границу, и контролирующие органы, и государственный бюджет. Более того, это будет стимулировать рост экспорта, обеспечивая получение валютной выручки и укрепляя финансовое состояние предприятий алюминиевой индустрии, способствуя ее развитию в качестве локомотива промышленности России.
Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»